USDКурс вырос 1.8748
EURКурс снизился 2.0347
Наталья Коробко | 15 июня 2012

BEL.BIZ-ланч с Валентиной Киселевой

Перед ланчем с дамой следует плотно поесть. Хотя после обеда с Валентиной Киселевой, директором и куратором Галереи «Ў» я не осталась голодной, по крайней мере, духовно. Для места встречи Валентина выбрала кафе-бар при галерее. Поскольку это место рекомендуют многие минчане, интересно было там побывать.

Кафе оформлено в стиле минимализма и вполне соответствует формату, принятому в центрах современного искусства по всему миру. В разное время суток под разные мероприятия это пространство может перевоплощаться, но творческий дух в нем присутствует всегда. «Наверное, мы обладаем магией создания атмосферы», – говорит Валентина. Она заказывает эспрессо, я – капучино.

Цепляя микрофон за борт холщевого платья-пальто цвета пустыни (в тон тряпичным туфлям на пробковой подошве), Валентина смеется: «Хорошо иметь такой микрофончик постоянно, чтобы когда ты говоришь – эхом по всему городу разносилось». Однако вещать Валентине не свойственно. Она скорее, как скульптор, оттачивает предложения и фразы, доводя их до совершенства. Порой это ведет ее по кругу в монологе, предвосхищающем любые вопросы.

До прихода в современное искусство Валентина долго находилась в поиске. Учиться в рамках советских институтских правил не хотела. Не миновала она и «чудо рынков» постсоветской действительности. Как ни странно, но именно путем торговли, через магазин одежды в «Подземке» шла она к созданию полноправной галереи. «Затем произошла знаменательная встреча с Анной Чистосердовой», в партнерстве с которой Валентина начала организовывать выставки белорусских художников. Вместе в 2006 году они открыли галерею современного искусства «Ў».

«Мы шли очень практическим путем. Подземка была репетицией работы с искусством. Все делалось на энтузиазме, опыт приобретался в процессе, – рассказывает Валентина. – Но многие выставки, которые мы проводили, были значимы и актуальны для того периода. Галерейная деятельность – это безумие, в которое погружаешься все глубже, и невозможно от него излечиться».

Валентина занимается вопросами управления, поиска и проведения выставок. Ее роль заключается в том, чтобы «держать галерею в определенном русле». В связи с этим на полноценную деятельность куратора времени не хватает. Однако по мере своего развития галерея провоцирует и другие площадки выставлять современное искусство. «Чем больше площадок, тем проще определяться с выбором своего сегмента».

Одним из первых достижений галереи «Ў» стала организация акции «Белорусский павильон венецианской биеннале в Минске» в 2009 году. До того времени Беларусь не была представлена на биеннале. Галерея выступила со-организатором проекта по привлечению внимания общественности к этому факту, поддержав инициативу художника Руслана Вашкевича. Событие имело резонанс и повлекло за собой открытие национального павильона в 2011 году.

Участие Беларуси в 55-ой биеннале остается под вопросом. Как считает Валентина, процесс подготовки должен идти уже сейчас. Что может быть представлено в национальном павильоне, она затрудняется сказать. Но как бы ни было, павильон не существует вне реалий страны. «Любую инициативу нужно поддерживать, давая ей оценку, не завышенную, конечно, но и без излишней критики, особенно в стране, где презентация современного искусства только набирает обороты», – говорит Валентина.

Этому процессу способствует преодоление того, что Валентина называет «радикальным индивидуализмом» в Беларуси. «Сейчас художники готовы объединяться, – говорит она. – Объединение в культуре – важная вещь, потому что легче делать проекты, события, когда есть какой-то костяк людей». Искусство требует огромных человеческих и материальных затрат. Сейчас ресурсы консолидируются, и возникает некая форма обмена.

Такие проекты, как галерея «Ў», держатся на энтузиазме и на приобретаемом в процессе работы профессионализме. В финансовом плане – достаточно сложная ситуация. С позапрошлого года к команде руководителей присоединилась Надежда Зеленкова, которая является директором по развитию. «Я не думаю, что без ее профессионального опыта мы смогли бы стать на твердые ноги, – признает Валентина. – Галереей невозможно заниматься, имея цель – только бизнес. Здесь мыслишь другими категориями».

Свои категории Валентина обозначает не только в современном, но и традиционном искусстве. Ей интересны работы Джеймса Таррелла (1943, США) и живопись Амадео Модильяни (1884–1920, Италия). «Человек всякий раз должен обращаться внутрь себя, к своей природе, искренности, честности, – говорит Валентина. – Внешние вещи это скорее продукт твоего внутреннего состояния». Работы Модильяни и Таррелла созвучны ее мироощущениям.

Осмысление мира и своего положения в нем – это тоже категория восприятия. Так, более десяти лет Валентина занимается медитацией, достигая состояния соединения с той реальностью, которую мы не видим. Для нее это потребность, духовная практика, которой она отдается каждый день на протяжении часа или двух. Пока кто-то занимается спортом, Валентина погружается в иной энергетический поток, достигая релаксации и гармонии внутри себя. При такой зарядке можно на чашке кофе прожить не один день.





Теги: творчество, карьера, художник, художественные выставки, галерея, достижения, движение, BEL.BIZ-ланч
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю