| 25 января 2013

Если вас за весь спектакль ни разу не затронуло, с вами наконец-то все в порядке

Спектакль «Нетанцы» я не видел давно. Критики обычно смотрят спектакли два раза – первый и последний. Это, безусловно, приятное удивление, когда возможность увидеть понравившийся спектакль случается и впредь, особенно, когда выясняется, что на него до сих пор ходит много людей.

Я прекрасно помню, как электризовали публику первые показы «Нетанцев». На них просто невозможно было попасть,  в Академии искусств было битком настолько, что бабушки-билетеры, которые обычно пропускали просто по студенческим, не знали, что делать с толпой.

Никогда такого не видел, и с тех пор, кажется, такого ажиотажа не случалось.

{quote-1}

Недавно выяснил, что такие фильмы, как "Бешеные псы" или "Бойцовский клуб" провалились в свое время в прокате, что не отменяет их культовости, что существуют иные критерии этого статуса.

Чтобы закончить зрительскую часть, скажу, что феномен публики "Нетанцы" достоин отдельного изучения. На такие спектакли ходит вряд ли тот же зритель, что в Купаловский. За мной вот сидели те, кто знали Светлану Аникей в лицо и были на спектакле Костелуччи (он им не понравился), как и последний фильм Альмодовара.

Если бы «Нетанцев» не было, их нужно было бы срочно придумать для таких вот зрителей.

Но мне кажется, куда более важным для "Нетанцев" признание коллег.

По большому счету, этот спектакль остается нетеатром, неискусством в хорошем смысле. В нем нет фабулы, в нем нет героя, нет явного белорусского контекста.

Мне нравится цитировать определение белорусского театра деятеля белорусского возрождения Францишка Аляхновича, в котором есть утверждение, что наш театр – это прежде всего "танцы". Корняг сознательно нарушает эстетические конвенции, идет на разрыв с традицией, чтобы парадоксальным образом получить от этой самой традиции поддержку и уважение.

Про это для меня говорит отнюдь не факт, что режиссера Корняга стали звать в театры делать пластику. А то, что  в спектакль "Нетанцы", например, пришла актриса Аникей, которую я очень уважаю за трудолюбие и готовность работать, и ей вот не зазорно ей бегать и прыгать в этом спектакле на равне с недавними студентами. А «Нетанцы» остается студенческим спектаклем в том смысле, что студийность, работа над собой в нем остается не последней целью.

У нас ведь какой театр? Премьерский, тот самый, с которым боролся Станиславский, чей 150-летний юбилей в Беларуси не отмечался никак.

Скажу свое личное впечатление про пересмотренный спектакль. Многие другие спектакли Корняга мне нравятся больше, в "Нетанцах" еще видна "проба пера", когда Корняг-режиссер выгодными мизансценами, внезапными интермедиями помогает Корнягу-хореографу.

{quote-2}

Удивляет вот что: до сих пор "Нетанцы" держат "форму", до сих пор люди уходят на номере "Пой!", до сих пор зал держит монолог о Еве Браун.

Спектакли быстро стареют. Года два, и уже с трудом узнаешь приемы, поражавшие на премьере. И в этом смысле формализм спектакля Корняга – это как раз тот тренинг, который артистам нужен сам по себе.

Не думаю, что "Нетанцы" стали именно тем спектаклем, который создал тенденцию, моду на современную хореографию. Она ведь еще не прошла? Поправьте меня, если не так. Ведь продолжают появляться театры танца, ученики, учеников Иноземцева, который много лет с партизанским упорством шел своим путем. Они скоро будут выступать на фестивале "Пластформа". Ну может быть, еще не в этом году... И это процесс возник как-то сразу, вдруг. Вот появились Д.О.З.Ск.И., вот Диана Юрченко ставит что-то в Могилеве, вот витебский фестиваль IFMC становится республиканским ньюсмейкером, вот Ольга Лабовкина побеждает на конкурсах в Украине.

Очень много всего появилось сразу, но спектакль "Нетанцы" будто бы венчает эту волну, будто бы дает всем этим процессам (свое?) название.

Это спектакль не "нравится", он "работает", он раздражает определенные области психики. И если вас за весь спектакль ни разу не затронуло, это отнюдь не значит, что спектакль плохой, а просто с вами наконец-то все в порядке.



Теги: театр, творчество, люди
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю