USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967

Евгений Шапошников, организатор легендарной «Схватки»: руководители многих наших компаний не понимают, что интересная игра объединяет лучше застолья

«Игра – источник вечной молодости» – уверен наш герой. Евгений Шапошников – игрок со стажем. Организатор легендарной «Схватки», интеллектуальных викторин и промо-акций точно знает: играя, ты не стареешь. Bel.biz поговорил с Евгением о тимбилдинге, игровом маркетинге и (не)готовности белорусских компаний инвестировать в сплочение команды. 

– Евгений, квесты для Вас – это хобби или заработок? Могут ли интеллектуальные и экстремальные игры выйти на уровень серьезного бизнеса?

Конечно, могут! Это серьезный бизнес, и если у нас немного event-агентств, предлагающих игры разного формата, то на российском рынке их предостаточно. Они делают масштабные квесты с бюджетом в десятки, и даже сотни тысяч долларов.

Я развиваю проект Encounter – самую крупную в мире сеть активных городских квестов. Она охватывает 300 городов в 23 странах. Примерно 1,5 млн человек хотя бы однажды играли в наши игры. Из них 100 тыс – постоянные активные игроки.

Как это часто бывает, масштабное движение началось с простого хобби. Иван Маслюков – автор Encounter – создал его в 2001 году в Минске. Тогда студенческое увлечение переросло в коммерческий проект – нас начали узнавать компании и заказывать корпоративные квесты. Причем не только развлекательные, но и промо-содержания.

– Квест как инструмент маркетинга? Как это работает?

В последние годы квесты как инструмент для продвижения стали использовать маркетологи. Квестом можно решить любую задачу: вывести новый продукт на рынок, познакомить с ним потребителей, провести тест-драйв автомобиля, презентацию фильма… Почему это удобно делать через квест? В игре сохраняется непринужденная обстановка – лояльность к бренду появляется сама собой.

Увы, даже частный бизнес в Беларуси пока не осознает больших возможностей промо-квестов. Однажды мы предложили «Лидскому квасу»: «А давайте мы проведем для вас отличный промо-квест! Мы уже проводили его для российской Coca-Cola, и теперь готовы повторить для ваших потребителей».

Что вы думаете? Нас просто не поняли. «Смартфоны? Компьютеры? Куда-то ехать? Что-то делать? Приходите через 5 лет, тогда и поговорим».

Шесть лет назад нас пригласили в парижский университет Сорбонна, чтобы мы сплотили студентов-первокурсников. Сорбонна – это самый интернациональный ВУЗ в мире. В одной группе там могут учиться студенты с 5 континентов.

Для них мы сделали серию из 3 квестов, на которых студенты бегали по центру Парижа, искали, фотографировали и решали загадки. Все – и учащиеся, и руководство университета – остались очень довольны.

Воодушевившись, мы пошли в наши белорусские ВУЗы с предложением сделать масштабный квест-проект. Ответ не удивил: «Денег у нас нет. Если хотите, проводите сами. Можете повесить у нас рекламу. Но она платная».

Каждый год мы проводим квесты для Департамента транспорта Москвы. Цель игр – популяризация общественного транспорта среди горожан. Удивительно, но там на подобные проекты выделяются правительственные гранты. Популярное задание для таких «транспортных» квестов – тайники и закладки с подсказками, кодами.

– Сейчас Вы делаете что-то подобное по своей инициативе? Минск встретил игру «Пойди найди» на «ура».

Да, в игре «Пойди найди» я прячу колбы с деньгами в тайниках в разных местах города. Ориентиры для поиска – фотофрагменты тех мест и объектов, рядом с которыми спрятан «клад».

Люди ищут тайники по фото, стараются узнать место и опередить других. Многие из счастливых победителей отдают эти деньги на благотворительность.

Такой кэшинг – это мой посильный вклад в развитие здорового образа жизни: пусть молодежь берет велики, катается, общается и узнает свой город.

 

 

– Кроме промо-квестов и тайников – игры какого формата проводит Encounter? Обязательно ли быть спортивным знатоком города, чтобы участвовать в них?

У нас 8 основных типов игр, но у каждой из них – множество своих разновидностей, так что назвать точное количество сложно. Среди самых распространенных – «Схватка» – ночная экстремальная игра. В каждой команде – 1-2 машина с игроками + человек в «штабе». Он помогает информацией, идеями. Во время игры команды часто выезжают за город, ищут, решают и выполняют задания.

Игра попроще – «Точки». Это городской и спокойный вариант «Схватки», больше похожий на увлекательную экскурсию. Люди ездят по городу, узнают интересные факты, городские легенды. Все просто: вышки, подвалы, коллекторы остаются в «Схватке». Играя, можно даже не выходить из машины.

В этом году стали очень популярными велосипедные квесты. Участники ездят по городу, и, как в классической "Схватке" ищут и решают.

Фотоконкурсы понравятся тем, кто хочет поиграть и при этом реализовать себя творчески. Это «Фотоохота» – игра, в которой нужно за несколько дней нужно «поймать» кадры и сделать удачные снимки. Оценивать фотографии мы часто приглашаем известных фотографов. Бывает особенно интересно, когда «Фотоохота» проходит в международном формате: люди из разных стран видят и снимают по-разному.

 

В игре «Фотоэкстрим» нужно сделать снимки по заранее обозначенным критериям. Задания – самые невероятные! Например, загнать лошадь в квартиру. Или принять ванну на остановке общественного транспорта. При этом и ванну, и лошадь, и квартиру участники ищут сами, проявляя чудеса смекалки и дипломатии. Так что это тоже своего рода квест.

 

В одном из заданий нужно было запечатлеть любовника в красных трусах, висящего за балконом, в то время, как муж целится в него из ружья. Американские сайты растиражировали это фото с комментариями «crazy Russian!».

А чего стоило задание проехать на буксире за машиной спецслужб на… офисном кресле!

Есть в нашем арсенале – и активная «военно-стратегическая» игра – «Мокрые войны». Анкеты «воинов» случайным образом распределяют между зарегистрировавшихся участников. Суть игры: люди не знают друг друга, живут, учатся и работают в разных местах. Но им нужно выследить «жертву» и облить водой – из водяного пистолета, шланга или ведра. Каждый игрок одновременно – «охотник» и «жертва», так что расслабляться нельзя ни на минуту.

«Мокрые войны» превращаются в настоящие заговоры! Люди предупреждают своих коллег, дают им инструкции, просят других одеться в их одежду и «разведывать» местность первыми. Таки схватки растягиваются на дни и недели.

Интеллектуальная часть – для тех, кто не хочет бегать, а хочет только думать. Это «Викторина» и «Мозговой штурм». Первый вариант – развлекательный, на многофункциональном движке. На нем можно сделать любую интеллектуальную игру – «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и другие.

«Мозговой штурм» – более серьезная игра, со сложными вопросами. В нее любят играть и наши, и российские игроки в «Что? Где? Когда?».

 

Наше основное отличие от «Зарниц» и подобных «эстафетных» игр в том, что мы не ограничиваемся физической активность. Смекалка, логика, память – все это пригодится на играх Encounter’а. Когда мы даем участникам задания, часто не знаем, как именно они будут их выполнять.

Например, в игре мы узнали, что существует минимум 5 способов прочитать кодовое слово, написанное на верхушке фонарного столба. Самые ловкие забирались по столбу наверх. Самые богатые вызывали автовышку. Самые хитрые поднялись на крышу соседнего дома и в бинокль рассмотрели надпись на столбе. Еще одни ребята купили длинные удочки, прикрепили к ним мобильники и снимали столб на видео. Пятый вариант – инновационный – поднимать камеру с помощью дрона.

– Тимбилдинг – забава для шумного корпоратива или эффективный инструмент сплочения команды?

С квестами для тимбилдинга мы чаще работаем в России – тамошние HR-отделы крупных компаний понимают реальную пользу от таких квестов. Некоторые из них используют квесты для обучения своих сотрудников. В игру интегрируются рабочие моменты, скрипты из внутренней методички. Люди просто играют, а в этот момент мы учим их продажам или клиентоориентированности.

Большинство клиентов заказывают у нас квесты для сплочения команды. Некоторые – для интеграции нового руководителя в коллектив. Оказывается, с внедрением нового лидера команды тоже могут возникать трудности. Лучше всего помогают сплотить и подружить людей экстремальные квесты, с элементами военных игр, полосой препятствий.

Все это актуально для России, а белорусские компании пока на пути к такому уровню. Руководители многих наших компаний, особенно государственных, не понимают, что интересный квест объединяет лучше застолья.

– Как рождаются идеи для заданий игр? Это случайные фрагменты или кропотливая работа команды?

Мозгового штурма нет. Мы фиксируем идеи, которые приходят в голову и пробуем их реализовать. Часто источниками образов и заданий становятся сюжеты книг, фильмов, сериалов.

Задание для игры в 3 стадиях:

идеи...

тестирования...

...и прохождения участниками квеста

С корпоративными квестами по-другому. В них важно строго соблюсти корпоративный стиль и интересы компании, отразить идею и цель игры. В таких квестах задания должны и развлекать, и просвещать, и соответствовать интересам бренда. Компании уровня «Роснефти» или «МТС» предъявляют высокие требования к сюжету и качеству квеста.

– Евгений, Вы профессионально развлекаете других людей. А интересно ли Вам самому быть по ту сторону, в игре?

Да, я постоянно играю в игры Encounter. Так я слежу за изменениями в городе, ищу новые идеи, знакомлюсь с талантливыми авторами.

Я заметил, что когда ты играешь, ты не стареешь, у тебя всегда есть жизненная энергия. Некоторые люди играют с нами в городские игры пару лет, а потом исчезают – семья, работа, суета. Смотрю их фото в соцсетях и вижу: постарели, поскучнели, обвешались проблемами… А те, кто продолжают играть – лет столько же, а все довольные и живые, яркие. Игра – это источник вечной молодости.

– А какие курьезные и забавные случаи происходили во время ваших игр? Не возникало ли проблем с законом?

Поначалу в «Схватку» с удовольствием играли сотрудники спецслужб. Например, целые экипажи ГАИшников. Бывало, что они пользовались своими возможностями и просили коллег перекрыть участки дорог – они проскакивали, а нас тормозили.

Из курьезов вспоминается случай, произошедший с нами на всероссийском молодежном форуме «Селигер». Несколько дней подряд мы проводили квесты, для которых в центре поляны привязали большой и тяжелый воздушный шар. Его нужно было притянуть к земле (впятером), найти и прочесть на шаре кодовое слово.

Команды играли несколько дней, шар курсировал между небом и землей, а потом прилетел Путин и приземлился за рекой. И тут его охрана начинает искать того, кто повесил шар. Оказывается, на этой самой площадке должен был сесть президентский вертолет! А они приземлились в стороне и добирались на форум лесными дорогами.

На белорусских играх нередки случаи, когда игроки ошибаются локацией и приезжают в дом к обычным людям, незадействованным в игре. Игроки думают, что это агенты и уверенно говорят им: «Агенты, давайте коды!». А там какой-нибудь суровый дед: «Какой я тебе агент?! Изыди! Стрелять буду!». Конечно, после игры мы едем туда, извиняемся и объясняем, что это была игра.

А бывает так, что «схватчики» оказываются в нужном месте в нужное время и спасают людей. Однажды мы спасли от изнасилования девушку, в разных деревнях тушили пожары. По возможности подключаемся к поисковым отрядам, чтобы найти пропавшего человека.

Набор снаряжения для одного из квестов:

Фото: Глеб Канаш, личный архив Евгения Шапошникова, en.cx, endata.cx




Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю