USDКурс вырос 1.9789
EURКурс вырос 2.122
| 14 сентября 2012

Хулиганство как творческий метод

Боннский театр «Марабу» располагается в Бротфабрик — так называется культурный центр в бывшей хлебопекарне. Не сказать, что это коллектив известный, но про него знают. В малом зале Бротфабрик или, как они их называют, в «театральных мастерских», где постоянно репетирует «Марабу», висит много дипломов и призов.

В основном они ставят спектакли для детей, но лично мне интересна их работа с молодыми непрофессиональными актерами. Каждый год они ставят один спектакль с молодежной труппой «Марабу» (J.E.M.)

Два из них видели белорусские зрители. В прошлом году на «Том самом фестивале» показывали «Войцека» по Георгу Бюхнеру, где каждого персонажа играло сразу много исполнителей, а в этом году на «Март-контакт» привезли «Над водой, под мыслями», основанный на личных историях артистов... Могилевская статуэтка стоит на полке рядом с другими.

Я помогал «Марабу» в оба приезда, поэтому они разрешают мне запросто заходить к ним на репетиции. В этот раз я попал на перерыв. Ребята обсуждают, «как я провел этим летом», играют на гитаре «Песнь единого фронта» Брехта (уж не знаю, в чем дело, но пионерские песни времен ГДР нынче очень популярны в Германии) и «Белла чао». Лето закончилось. Премьера через три недели, три недели репетиций каждый день. Ставят они «Леонс и Лена», это еще одна пьеса Бюхнера, которую у нас не знают совсем. Уверен, что перевод можно найти, но с большим трудом, в недрах Национальной библиотеки. А Бюхнер для немцев значит очень многое. В 19-м веке он писал эскизно, ярко, отрывисто — сейчас почти вся современная немецкая драматургия именно такая. Бюхнер будто бы разрешил немцам отойти от канонов и правил. Немцам понравилось.

Ребята, во всяком случае, получают от «Леонса и Лены» удовольствие. Я вхожу в зал вместе с Тиной Юкер, режиссером «Марабу», на сцене стоят ребята-актеры и, не дождавшись ее прихода, уже распевают а-капелло турецкий марш Моцарта, который специально для этой постановки оркестровал композитор. Ребята дурачатся, и от этого у них получается, может быть, не так правильно, но зато весело и задорно. Как только они заканчивают, мы с Тиной с восторгом хлопаем в ладоши. 

Клаус Оверкамп, другой режиссер «Марабу», как правило, сидит за пультом. Все пробы и этюды идут под музыку. «Нам очень важна музыка для наших спектаклей, — говорит он, — мы тщательно ее подбираем. Но часто происходит так, что во время этюда мы понимаем – именно эта музыка и должна звучать в спектакле». Репетиция интересна именно этим набором случайностей, это как бросить кубики с буквами на пол и вдруг прочитать слово.

Я вряд ли увлекся бы театром так сильно, если бы для меня была закрыта эта часть творческого процесса. Я знаю, что когда приду на премьеру, то спектакль обретет свой торжественный вид, даже если он останется смесью клоунады и кабаре, каким он кажется сейчас. Премьеры всегда торжественны, наверное, из-за зрителей. Но суть театра в том, чтобы веселиться и дурачиться. Европейский театр возник из «дурачеств» древнегреческих дионисийских праздников. Чем больше ты себе позволяешь на сцене, тем легче тебе быть на ней серьезным и говорить о важных вещах.

Всем, кто любит театр или хочет его полюбить, обязательно нужно сходить на репетиции. Нет, не на нервные предпремьерные прогоны, а в начале, когда спектакль только начинает «сочиняться». Именно это слово использует замечательный русский режиссер Сергей Женовач, он говорит: «Сочинять спектакль».

Этюды, пробы, ошибки, радость от правильно найденной интонации. Можно смеяться, сочиняя грустный спектакль о страхе, можно удивленно молчать и даже грустить от того, что правильно понят комический персонаж. На репетициях артисты всегда показывают, на что они по-настоящему способны.

«Репетиция, любовь моя!» – так называется книжка культового советского театрального режиссера Эфроса. Ничего не остается, только повторить.

«Когда у вас начнутся прогоны?» – спрашиваю я Тину и Клауса. «Пока мы будем проходить сцену за сценой, прогоны начнутся только в конце следующей недели».

Я постараюсь зайти еще...



Теги: творчество, движение, театр
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю