USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
| 31 мая 2012

И ничто прометеевское нам не чуждо

Я родился в 1977 году, а в 1979-м режиссер Ридли Скотт снял «Чужого». В конце 80-х я впервые посмотрел этот фильм по «видаку» – и скорректировал свои взгляды на мир, то есть на всю Вселенную и место жизни в ней. Ну и заодно подорвал веру в добрых инопланетян.

Вы ведь тоже в них верили, признайтесь: маленькие зеленые человечки, которые однажды прилетят на Землю, чтобы взять над людьми опекунство, научить их всяким полезным штукам, вообще помочь «по жизни». Помните брошюры с фотографиями «летающих тарелок» над ЧАЭС? В них еще доказывалось, что инопланетяне здорово уменьшили уровень радиации сразу после взрыва на 4-м энергоблоке. Я эти книжки до сих пор храню, да. Жалко сдавать веру на макулатуру.

«Чужой» Ридли Скотта был не придуманным научно-фантастическим триллером, в котором команда космического корабля становилась жертвой инопланетного монстра, а продуманным идеологическим продуктом: никакого галактического Евросоюза нет – в бескрайней Вселенной существуют лишь различные формы жизни с разными «программами». Зачастую эти существа настолько чужеродны друг другу, что от этого непонимания аж дух захватывает, как в открытом космосе, – недаром теглайн к фильму гласил: «В космосе никто не услышит ваш крик». Не услышит не потому, что там вакуум, а потому что этот гладко-черный Никто, брызжущий салатовой кислотой, даже не поймет, что вы кричите: от боли или счастья – неважно. Сегодня вы место кладки яиц, а завтра – еда. Разумеется, в романтическую эпоху спилберговских лент типа «Близких контактов третьей степени» или «Инопланетянина» готический фильм малоизвестного тогда Скотта смутил всех своей открытой враждебностью и негуманностью.

Между тем у Ридли Скотта и его команды были учителя, в том числе в литературе. Так, Говард Лавкрафт еще в начале XX века при помощи литературно-художественных методов убеждал, что «общепризнанные человеческие законы, интересы и эмоции не имеют никакой силы или значимости в масштабе макрокосмоса». Кстати, к знаменитому теперь швейцарскому художнику Гансу Рудольфу Гигеру – создателю образа Чужого, инопланетного корабля и разных «мелочей» в фильме Ридли Скотта – слава пришла после того, как он проиллюстрировал одну из книг Лавкрафта. Мир человеческой культуры тесен, чего не скажешь про Космос.

«Прометей» предваряет «Чужого». Есть такой тренд у современного массового кинематографа: после долгого перерыва рассказывать предыстории. В своем новом киноэпосе Ридли Скотт еще больше сгущает краски: теперь он подвергает сомнениям гуманность не «братьев по разуму» (с ними, препротивными ксеноморфами, уже давно все ясно), а самого Творца.

Научное судно «Прометей» устремляется к планете на встречу с теми, кто в незапамятные времена дал жизнь Земле. Ученые на борту корабля предвкушают радость новых открытий, а спонсор проекта — старик, мечтающий о радикальных омолаживающих процедурах, — самозабвенно бормочет: «Они нас создали — они должны нам помочь». Но оказывается, что Создатели могут «запускать» планеты и наделять их жизнью лишь по той простой причине, что способны это делать. Причем безо всякого доброго или злого умысла, тягостных размышлений об ответственности. Просить помощи у таких существ неэтично — здесь такие категории неуместны; собаке Павлова не велено гавкать.

Работая над фильмом, Ридли Скотт использовал компьютерную графику главным образом в пространственных сценах, поэтому спецэффекты не превращают «Прометей» в красочный, сияющий красками первозданного мира лубок, как это случилось у Джеймса Кэмерона в «Аватаре», а лишь оттеняют мрачность исполинского равнодушия инопланетной расы Создателей. Декорации к фильму, как в старые добрые времена, создавал Ганс Гигер. Отмечу сильную по самоотдаче работу шведской актрисы Нооми Рапас — ее героиня-христианка бесстрашно бросает вызов ученым-Создателям, жаждущим продолжить свое бытие и эксперименты. И да, в конце фильма, когда гаснет экран, не спешите вставать с кресел: финал подарит еще одну сцену, отвратительную своими анатомическими подробностями, и черный юмор в титрах.



Теги: Ридли Скотт, Прометей, Чужой, Говард Лавкрафт, Джеймс Кэмерон, кино, фантастика
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю