USDКурс вырос 1.9789
EURКурс вырос 2.122
| 22 февраля 2013

Когда ученик будет готов…

Вычитал буддистское выражение: «Когда ученик будет готов, учитель появится сам».

На мой взгляд, оно лучше всего подходит для описания ситуации с образованием в сфере театра. 23 января в галерее «Ў» прошла дискуссия «Актерская школа: профессиональное образование и современный театр», на которую я пришел смотреть во все глаза.

Если верить услышанному – ситуация печальная. Внезапно печальная.

Я могу долго и пространно рассказывать про проблемы театроведения, где ситуация тоже неоднозначная. Образовательные стандарты и рынок труда, «болонский процесс» и споры театральных критиков с театральными журналистами. Но выскажу такое суждение: театроведение зависит от театра, будет хороший театр, будет востребован человек, который сможет объяснить, чем именно этот театр хорош.

При всех проблемах театра, всегда было радостно и интересно от тех успехов, которые происходили на сцене Академии, всегда было интересно рассмотреть будущую звездочку в студенческом спектакле, угадать новые «Нетанцы». А они всегда были эти успехи и будут. Потому что легко быть успешным в учебе.

Дискуссия в галерее «Ў» раскрыла очень много претензий, претензий учеников к учителям. Многократно обыгрывалась ситуация, когда студент оказывался без мастера. Но дальше возникали такие «готовые студенты», которые самостоятельно находили себе учителей (в Интернете, на международных фестивалях, мастер-классах), и «неготовые студенты», которые выглядят в такой ситуации наиболее невыгодно.

В чем эту дискуссию можно упрекнуть, так это в отсутствии конструктивной программы. Ведь вопрос был сформулирован слишком упрощенно: что делать? И вот для готового студента его просто не существует. Для готового ученика весь мир – это школа.

Ведь одна из лучших театральных школ в мире именно русскоязычная и находится всего в ночи на поезде. А если изучить любой из европейских языков, то тебе откроется целый мир увлекательной, скажем, немецкой режиссуры, эксцентричной итальянской актерской выразительности.

Один вопрос заставляет почувствовать растерянность. Но если поставить себе цель учиться здесь, то какой она должна быть белорусская театральная школа? Все наши театральные учителя, которые начинали национальный профессиональный театр 90 лет назад, «понаехали» из Москвы и Питера (у Станиславского из них не учился кстати никто, ни Мирович, ни Орлов, поэтому факт, что наша театральная общественность проигнорировала 150-летие отца «театра переживания» – не случаен).

{quote-1}

Порой кажется, что наши зарубежные партнеры понимают в белорусском театре больше нас. Ведь существуют программы обучения, Андрей Савченко, Екатерина Огородникова давно и успешно работают с зарубежными артистами. Даже избалованная театральными талантами Москва в спектакле «Свадьба» Купаловского театра прежде всего хвалила не своего Владимира Панкова, а белорусскую труппу купаловцев.

Наверное, именно количество и качество международных проектов и есть тот самый критерий «готовности».

Вот небольшой пример из сюжета по «Евроньюс», где рассказывалось о специфике театрального образования в Румынии. В этой стране кинематографический бум, жесткие, но, к сожалению, правдивые румынские кинокартины берут международные призы. Театральная школа в этих условиях нацелена на производство звезд кино. Причем национальный уровень игнорируется, звезды нужны сразу международные.

Из белорусских выпускников на красной дорожке у нас засветился пока только Игорь Сигов, не правда ли?



Теги: театр, творчество, движение
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю