USDКурс вырос 1.9789
EURКурс вырос 2.122
| 31 августа 2012

Предвкушение

Лето — это театральное безвременье. Прошлый сезон закончился, новый еще только обещает начаться.

«Безвременье». Странное тягучее слово! Приходится самому придумывать, чем себя занять, — редкий случай для театрального критика, которого чаще всего ставят перед фактом расписания. В свободные месяцы можно привести в порядок архив, «повторить матчасть». По большому счету, работа критика заключается в распознании спрятанного культурного кода, а не в способности понять. Иными словами, критику достаточно быть начитанным. Для этого я и накупил книжек, среди которых антология текстов о теории театра на немецком языке. Печально, но наше театроведение и даже, наверное, искусствоведение все больше пишут об истории, а не теории искусства. И таких книг у нас не издают. А ведь в них даже вскользь можно найти столько интересного!

Вот пример.

Я много учился, но имя британского театроведа Уильяма Арчера, упомянутое в антологии, встретил впервые. Друг Бернарда Шоу и переводчик Генрика Ибсена, в своей книге «Лица и маски» Арчер пишет, что выдающиеся актеры не изображают чувства на сцене, а проживают их, ведь нельзя изобразить, будто ты краснеешь, бледнеешь или потеешь. Для нас эта мысль достаточно очевидна, ее связывают с именем Станиславского. Но суть в другом: Арчер сформулировал эту идею в 1888 году. И важно не то, будто кто-то у кого-то что-то позаимствовал, а то, что в конце ХIХ века уже работали теоретики и практики, развивавшие одну и ту же идею, которая для следующего столетия станет одной из главных.

То, как распространяются великие идеи, как они из новаций становятся традициями, — одна из главных загадок культуры...

Без времени себя ощущаешь еще и потому, что конец театрального сезона — это не новый год, наступающий у всех сразу. Кто-то вышел в отпуск две-три недели назад, кто-то — только сейчас, а кто-то — уже вернулся.

Например, в Могилеве, судя по статусам в Facebook, в отпуск вышли как раз после напряженного сезона. У них там последние годы интересно. Так, в марте все минские критики ездят в Могилев смотреть спектакли фестиваля «Март-Контакт». Смешно сказать: 27 марта — Всемирный день театра, а в Минске театральных критиков нет никого, все в Могилеве. Смотрят не только «привозные» спектакли из Санкт-Петербурга, Москвы и российской глубинки (зачастую они оказываются очень хорошими), но даже местный спектакль по пьесе Павла Пряжко «Хозяин кофейни» — нам про эту пьесу прожужжали все уши российские коллеги, и вот наконец, ее поставил белорусский театр. А совсем недавно появился спектакль по пьесе «Одноклассники» очень популярной в театральной среде драматургессы Юлии Чернявской (лично я узнал про нее от Николая Пинигина). Автор, что называется, «свежий», только-только возник, все о нем говорят, а в Могилеве его раз и поставили уже! Я пока пьесу не видел — это для меня отложенное удовольствие на следующий сезон.

Молодцы, хорошо поработали, теперь могут хорошо отдыхать!

Дмитрий Гайдель тоже, кажется, отдыхает. Есть в Гродно такой неуемный театральный человек. Организовал фестиваль кукольных театров в небольшом местечке Рось, вывешивает фото в интернете. Насколько я знаю, история была такая, что в Москве стало дорого проводить фестиваль независимых кукольных театров, ну тут Гайдель и предложил проводить его в Гродненской области. В Минске есть фестиваль театров кукол у Лелявского, основательный, фундаментальный, где много говорится о театре кукол для взрослых, но здорово, что появился такой хороший летний фестиваль еще и под Волковыском. Фотографии очень радуют, много хороших, уверенных людей, занятых любимым делом.

Или вот из Бреста шлют мне сообщения. Они, судя по всему, из отпуска уже вышли и готовятся к «Белой веже». Самый «старый» наш театральный фестиваль, который проходил даже в тяжелые безденежные годы. Там очень интересная экспериментальная программа. Брест не зря находится ближе всех к западной границе: всяческие эксперименты сначала «приезжают» к ним, а уже потом по всей Беларуси их можно посмотреть.

Уже видно, что будущий сезон будет интересным. Предвкушение — тоже тягучее слово.



Теги: театр
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю