USDКурс снизился 1.9703
EURКурс снизился 2.1019
| 11 января 2013

Прошлогодний театр

В подведении итогов есть что-то дисциплинирующее. Подводить их каждый год не нужно, ведь по большому счету ничего не меняется. Большие национальные театры выпускают спектакли-блокбастеры, маленькие экспериментальные пробуют что-то новое и свежее. Новые имена, как правило, это хорошо забытые старые. Интересное проявляется в деталях, которые легко пропустить и забыть, для этого стоит сесть и создать что-то вроде таблички.

Год меня не было в стране, театр я наблюдал на растоянии, но вроде бы ничего не пропустил. Мне еще только предстоит посмотреть спектакли в роде "Людзі на балоце" и "Хто смяецца апошнім", но уже понятно, что они не стали «событийными». Факт молчания вокруг новых премьер купаловского театра, которые всегда были СОБЫТИЕМ – это неприятный звоночек. Еще на «Пинскую шляхту» было не пробиться, а про «Месцячковае кабарэ» говорят: «Хочешь сходить? Ну сходи…»

Зато такими событийными, например, стали спектакли Театра кукол, про спектакли «Шёлк» и «Дзяды» даже те, кто сейчас живет (по большому счету) не в Беларуси. Итоги национальной театральной премии подтвердили, что на фоне стагнации драматического театра, режиссура театра кукол выглядит успешной. В этом году эта тенденция стала наиболее очевидной. Более того, режиссером года, на мой субъективный взгляд, стоит назвать Александра Янушкевича.

Его прошлогодний спектакль «Венчание» вызвал самые жесткие споры в кулуарах вобщем-то добродушного жюри пресловутой национальной премии. В этом году Янушкевич поставил «Дзяды», что для театра всегда будет материалом топ-класса. С оговорками спектакль получился интересным. В общем, театру кукол и нам всем повезло с Александром Янушкевичем, ждем его следующих спектаклей.

{quote-1}

Этот спектакль можно считать примером продюсерского, лабораторного театра. Режиссер Павел Харланчук сделал его эскиз в рамках проекта «Театр-онлайн», и спустя какое-то время ему предложили сделать полную версию уже на сцене Театра белорусской драматургии. Еще интересней, что один худрук театра Валерий Анисенко спектакль к себе позвал, а другой Александр Гарцуев – принял, и по его словам готов его защищать, если вдруг он оскорбит чьи-то чувства.

Как раз дуэт Александра Марченко и Людмилы Сидоркевич я бы назвал лучшими актерскими работами в этом году. В своей пьесе Николай Рудковский задает интересную, но жесткую структуру, а актерам удается вдруг в каких-то микрозазорах прожить полную добрую жизнь, именно за это, мне кажется, он так понравился нашим именитым критикам и самим театральным людям. Но, я думаю, что от этого звучание спектакля становится еще более болезненным. Тот редкий случай, когда спектакль про войну действительно становится спектаклем прежде всего про нас, до сих пор эту войну толком не проживших, просто перенесших ее в другие формы повседневной жизни.

{quote-2}

На удивление получился  атмосферный спектакль, но возникает такая атмосфера не долгими паузами, не тем, что актеры «держат зал», а за счет очень точной и выверенной режиссуры. Актеры пасуют реплики друг другу, как шарики для пинг-понга, выдерживают жесткий темпоритм и мизансцены, расчерченные, кажется, до сантиметра. Ребята, пришедшие в театр из студии «Фортинбрасс», держатся на сцене не хуже их коллег, которые прошли профессиональное обучение. Но еще ценней, что на сцене индивидуальности, а не типажи. Такого в других белорусских театрах не будет еще очень долго…

Лично для меня год стал годом театра не из Беларуси. Мне повезло видеть репетиции Евгения Корняга и Екатерины Аверковой в боннском театре «Марабу». И именно спектакли белорусских режиссеров за рубежом я бы назвал прорывом года. Отзывы на «Хочу быть Моцартом» Корняга в Русском театре Эстонии напомнили про успех «Нетанцев». Очень хочется увидеть оба этих спектакля в Минске.

Таким этот «театральный год отсутствия» останется для меня. Театр все меньше требует присутствия в конкретном месте. Я посмотрел полсотни детских спектаклей по видео. Мне повезло познакомиться со спектаклями Томаса Остермайера и Карин Байер. Прочитать новые пьесы Дмитрия Волкострелова и Павла Пряжко.

Каждый носит свой театр с собой и в себе.

Пожелаю вам, дорогие читатели, хорошего театра в будущем году.



Теги: творчество, театр, мысли
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю