USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
| 10 октября 2012

Ольга Иваненко: «Среди белорусских продакшн–студий нет прямой конкуренции»

Ежедневно с экранов телевизоров на нас выливается поток информации, упакованный в рекламные ролики. Одних навязчивое видео про соки, воды и косметику приводит в исступление, другие воспринимают его, как плохую погоду, которую нужно переждать. Но есть еще и категория людей, для кого реклама – настоящее искусство и любимое занятие. Ольга Иваненко, директор минской продакшн–студии PLAY  уже семь лет работает в рекламном бизнесе, который постигала с нуля. О том, как развивается белорусская реклама, чего хотят отечественные заказчики, Ольга рассказала в интервью «БелБиз».

Белорусская реклама и креатив, думаю, подружатся нескоро. Наши заказчики еще не готовы к принятию оригинальных идей. Они отказываются двигаться в сторону европейской и даже российской рекламы. Как правило, все за то, чтобы в кадре была красивая тетя белорусской внешности, которая «рассказывает про хорошую колбасу».

{quote-1}

На мой взгляд, наш рекламный рынок должен пройти еще три ступеньки, чтобы стать грамотным. Сегодня все развивается вопреки неработающей рыночной экономике. Маркетологи до сих пор не понимают, чем должны заниматься и выполняют функцию отдела сбыта, а менеджеры по рекламе часто не совсем грамотно осваивают бюджет. В итоге получается, что вместо того, чтобы рассказывать клиенту, как мы будем делать ролик, мы вынуждены объяснять, чем продакшн–студия отличается от рекламного агентства. В идеале продакшн должен работать в тандеме с агентством: они делают нам запрос, а мы просчитываем и говорим, каким видим тот или иной рекламный ролик. К сожалению, сегодня многие агентства не работают, а всего лишь «сшибают свой процент».

Прямой  и открытой конкуренции среди белорусских продакшн–студий нет. Мы все знакомы и каждый оценивает свои возможности. В Минске есть очень крупные студии, которые работают с большими бюджетами, например, такие как «PartizanProduction»,  «Cubastudio». Мы начинали примерно в одно время, но с разных стартов. Их клиенты не пойдут к нам, для них мы «маленькие». Зато мы качественно работаем с более скромными бюджетами и у нас есть свой круг заказчиков. При этом в нашей среде сформировалось  ревностное отношение к кадрам, работающим на съемочных площадках. Человеческим ресурсом продакшн–студии делиться не любят, будь то хороший гример или костюмер.

В Минске не умеют снимать «вкусные» продуктовые ролики. Фудстайл для белорусов пока нечто запредельное. Эффектно ломающийся шоколад и реалистично стекающие капли воды по бутылке минеральной воды можно увидеть только в работах российских коллег. Для того, чтобы снять фудстайл–кадры, наши студии приглашают зарубежных фудстилистов. Но сегодня это особенность и нашей студии. Работать с продуктами мы учимся самостоятельно. Сами изобретали способы красиво снять льющийся в стакан сок или сочно брызгающую каплями нектара дольку апельсина. Часто нашей команде приходится становиться фокусниками, например, чтобы снимать под жаркими софитами мороженое, при условии, что съемка длится не один час.

Многие достижения – результат самообразования. По большому счету хорошо снимать никто не учил. Все постигали на опыте коллег, по роликам из серии «как это снималось» в Интернете. В этом бизнесе вообще приходится много самообразовываться, так как помимо искусства в нем велика роль управления. В этом смысле для меня бесспорный авторитет – супруг. У него соответствующее образование. Если я ощущаю пробел в управленческих знаниях, всегда консультируюсь с ним. Хотя и сама читаю много соответствующей литературы. Но тема ведения финансовых дел для меня сложна, и учиться этому нет никакого желания.

Чем на самом деле хочу заниматься я поняла на втором курсе иняза. Все вышло как–то случайно. Один из друзей привлек меня к молодежному конкурсу «Сделай себя сам». На конкурс нужно было подготовить творческое эссе. Оказалось,  что всего в нем принимают участие 600 человек, а выберут только 20. И я попала в число избранных. Нас расформировали по нескольким командам и устроили мастер–класс по созданию рекламного ролика. Лучшим посчастливилось провести один день в международном агентстве «Saatchi$Saatchi», представляющем интересы мировой сети. Потом была стажировка в другом рекламном агентстве и первый опыт написания концепций роликов. Все закончилось тем, что я рискнула оформить ИП. Тогда мне было 22года.

Стартового капитала  не было вообще. Вначале я продавала идеи. А первый ролик сняла всего за 900 долларов. До сих пор не представляю, как это получилось! Это была примитивная реклама одежды с летающими сердечками, но за такие деньги снять нечто большее и сегодня невозможно. Я предполагаю, что крупные продакшн–студии стартовали с роликов в 10–15 тысяч долларов. Случалось, что по неопытности я просчитывалась с расходами на съемочный процесс и докладывала из своих денег. Но даже в начале роликов «на выброс» не делала, все работы получались достойными и клались в портфолио.

Для меня успех – это не конечная цель, а состояние. Я не считаю себя мега–успешной, потому что вокруг всегда есть люди, у которых что–то получается лучше. Но мне комфортно быть там, где я есть сейчас. У меня есть то, о чем я мечтала: семья, дом, бизнес. При этом мой финансовый аппетит все еще не удовлетворен, но он компенсируется ощущением удовольствия от того, чем я занимаюсь. Сегодня я могу себе позволить отказаться от работы со сложными клиентами.

Самокритика мотивирует двигаться вперед. Я никогда не бываю всецело довольна результатом и поэтому всегда нахожусь в движении. Хотя я и люблю похвалу, все равно умею видеть недостатки в работе. Это стимулирует к самосовершенствованию. «Потолка» в развитии бизнеса и для меня не существует. Если говорить о перспективах, то у нас разработан план роста по годам. А в плане дальнейшего образования мне интересна режиссура.

Чтобы достичь успеха, нужно «бить» в одну точку. Тем, кто еще только начинает себя реализовывать, я бы советовала пообщаться с пятью успешными людьми в интересном вам направлении, чтобы понять действительно ли это то, что вам нужно. Успех определяет степень увлеченности и вложенного труда. Я не понимаю людей, которые занимаются тем, что им не интересно и ждут, когда наступит конец рабочего дня, чтобы встать и быстрее убежать с работы. Двигаться в одном направлении нужно пять лет, а если не будет результата, тогда выбрать что–то другое. Смысл в том, что мало кому  хватает терпения пройти весь этот путь. Мне в свое время тоже было не интересно делать дешевые ролики, но я видела перспективу, развивалась и работала, работала, работала.

Не обязательно иметь свой бизнес, чтобы быть успешным человеком. Это я поняла совсем недавно на примере близких мне людей. Они горят чужим делом на столько, что стали незаменимыми и хорошо оплачиваемыми специалистами, потому что они очень ценны для компаний, в которых работают. Кроме того, именно такие трудоголики имеют все шансы стать соучредителями молодого бизнеса. Словом, нужно уметь ставить себе цели и иметь терпение при их достижении, и тогда все получится.



Теги: Беларусь, развитие бизнеса, реклама, Ольга Иваненко
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю