Ксения Гибеж | 20 декабря 2013

Иранский разработчик игр: в Беларуси мы можем спокойно работать

Всего за 30 лет компьютерные игры перестали быть обыкновенным развлечением студентов, прогуливающих пары, и превратились в многомиллиардную индустрию. Бюджеты топовых проектов и их выручка вполне сопоставимы, а в некоторых случаях даже превосходят таковые для голливудских фильмов.

И не удивительно, что, как и в киноиндустрии, задает тон здесь США: американский рынок компьютерных игр самый прогрессивный. На пятки наступают европейцы, к лидерам «подтягивается» Япония. Вроде бы, ничего неожиданного. Но как вы отреагируете, если узнаете, что геймдев развивается в такой стране, как… Иран?

Как никто другой об этом знает Махди Джедди (Mahdi Jeddi), человек с семилетним опытом работы в иранской игровой индустрии. На данный момент он участвует в разработке казуальных мобильных игрушек и изучает русский язык в Минском государственном лингвистическом университете. Молодой человек уверен: язык непременно пригодится ему в завоевании новых рынков. Ведь именно с такой целью Махди вместе с коллегами приехал в Беларусь.

– Наша компания достаточно известна в Иране, здесь примерно полтора миллиона людей играют в наши игры. В Беларуси же нас пока никто не знает. Надеюсь, это ненадолго. Признаться, в Иране состояние мы пока не сколотили. Все приходится продавать примерно за один доллар. Конечно, для игроков это очень круто. А вот для нас, разработчиков, это самый настоящий ад. Поэтому вся наша команда на данный момент работает не для того, чтобы обогатиться, а для того, чтобы заработать себе имя.

– Почему же так происходит?

– Наша компания – очень молодая, буквально вчера она была стартапом. Но это дело времени, у нас все впереди. А еще в Иране слишком большая конкуренция в этой сфере. У нас в стране сейчас около 210 компаний-разработчиков игр, в то время как сам игровой рынок очень узкий. Приходится искусственно занижать цены.

– Расскажите поподробнее о специфике геймдева в Иране.

– В это трудно поверить, но единственный способ финансирования игровой индустрии в Иране – государственное дотирование. И это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Когда вы работаете с государством, вам «сверху» диктуют, какие игры выпускать, и вы вынуждены этого придерживаться. Вся загвоздка в том, что чиновники, как правило, не играют в игры и зачастую даже понятия не имеют, какие из них в принципе востребованы. Однажды мы долго работали над игрой, практически довели ее до ума, она обещала быть достаточно популярной, однако в самый последний момент государство отказалось продолжать финансировать ее разработку. Пришлось все бросить на полпути. Это очень усложняет работу, у разработчиков, по сути, есть лишь два пути: оставаться работать в стране за бюджетные деньги и постоянно идти на поводу у правительства либо выходить на международный рынок, искать внешнее финансирование, что тоже достаточно непросто.

– Полагаю, сложность выхода на мировой рынок связана с санкциями, которые применяются в отношении Ирана?

– Да, абсолютно верно. Нам очень сложно найти партнеров, которые бы публиковали наши игры. Все это сильно влияет на возможность торговать. Кроме того, в Иране отчасти ограничен доступ в Интернет, мы не всегда имеем возможность скачать какие-то программы из Сети.

– Какой же выход из этой ситуации?

– Люди, которые хотят работать в индустрии и получать за это хорошие деньги, просто уезжают из страны. Они находят свое место в Штатах либо в каких-то других странах. Я и мои друзья – именно такие люди. Мы были вынуждены уехать из Ирана. И приехали в Беларусь, потому что здесь можем спокойно работать. Мы уже завершили свою первую игру и сейчас ищем возможность для ее публикации. Проделана качественная работа, остается надеяться на плодотворное сотрудничество с белорусскими компаниями.

 – Вы сейчас делаете упор на разработку мобильных игр. Каковы тенденции на этом рынке?

– В первую очередь, это социальный геймплей. Игроки хотят не только сражаться, но и дружить. Чем больше проект ориентирован на взаимодействие с любой социальной сетью, тем больше возможностей для привлечения новых пользователей (и удержания уже имеющихся). Кстати, эксперты предрекают появление большого количества мобильных приложений, направленных на совместную игру. Это демонстрируют на своем примере такие коммерчески успешные проекты, как Mystery Manor, SongPop, Paper Toss Friends.

Во-вторых, это кроссплатформенные решения. Как правило, геймеры хотят играть везде: за рабочим столом, в ванной, в общественном транспорте. В связи с ростом скорости интернет-соединения, быстрым развитием облачных технологий и появлением средств разработки, которые позволяют создавать мобильные игры сразу для нескольких платформ, один и тот же проект станет доступным на всех устройствах, будь то ПК, консоль, планшет или смартфон.

Вот еще один тренд – геолокационные игры. Благодаря технологии GPS набирают популярность игры нового формата – так называемые «геоигры». В данном случае местонахождение игрока непосредственно относится к самому процессу игры. Геолокационные проекты – суть самого понятия мобильной игры, так как для их прохождения важно, где именно участник находится в конкретный игровой момент.

Также сегодня очень много азартных игр. Здесь все просто – дело в прибыли. На азартном игроке этого сегмента, согласно исследованиям, можно заработать до 150 долларов. Большое влияние на тренд оказывает продолжающийся рост популярности данного типа игр в социальных сетях.

Ну и, наконец, я хотел бы отметить использование кросс-рекламы. Это привлечение пользователей в новые проекты с помощью кросс-рекламы в существующих приложениях. Разработчики и издатели успешных игр все больше используют рекламные сети такого рода для продвижения новинок среди своих пользователей.

– Понятно, что рынок мобильных игр еще очень молодой, и сложно предсказать, что его ждет в будущем. Но давайте все же попробуем.

– Шутеры от первого лица, стратегии, спорт, RPG, ММО и другие жанры только начинают проникновение на телефоны. Смогут ли такие проекты добиться той же популярности и обзавестись столь же широкой аудиторией, как на консолях и ПК? Я не знаю. Во многом это зависит от технических особенностей мобильных устройств. Все-таки не все жанры подходят для сенсорного управления, а если и подходят, то девелоперам еще долго придется подбирать оптимальную схему управления.

Проблемой остается и бизнес-модель, принятая в подобных играх. Консольные продукты только начинают экспериментировать с условно-бесплатной схемой и продажей дополнительного контента, в то время как на мобильных устройствах 90% дохода обеспечивают именно микротранзакции. Но поскольку некоторые жанры не слишком «дружат» с этой моделью, я и не вижу широкого распространения глубоких сюжетных игр.




Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю