Ксения Гибеж | 27 декабря 2013

Стартапы против больших компаний

А мы снова возвращаемся к теме геймдева! И неслучайно, ведь именно в декабре прогремело событие №1 в отечественной гейм-индустрии – первая белорусская игровая конференция GDS Conference 2013. Среди огромного количества интереснейших спикеров на мероприятии многим запомнился именно он – креативный, харизматичный, общительный Евгений Нашилов. Такой, каким и должен быть настоящий гейм-разработчик.

Евгений – директор по развитию в российской компании Maygem, куда он пришел после успешной карьеры в крупнейших российских игровых компаниях: Mail.Ru, Disney Russia и Oberon Media. Кроме того, Евгений занимался локализацией и запуском в СНГ нескольких проектов, в том числе Gardens of Time, а это, ни много ни мало, – лучшая социальная игра 2012 года.

Рано или поздно все начинающие разработчики оказываются перед выбором: начинать свой стартап или идти работать в крупную компанию? Евгений Нашилов успел на собственном опыте оценить все плюсы и минусы обоих вариантов. Хотите знать, к каким выводам он пришел? Читайте наш материал!

ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ СТАРТАП…

Минусы стартапов:

Итак, начнем со стартапов. Нынче это очень популярное движение. Очень модно быть стартапером и посещать различные стартап-тусовки. Но в реальности все не совсем так позитивно и безоблачно. Потому что стартап – это собственный бизнес, а значит, у вас есть определенная степень ответственности перед людьми, с которыми вы работаете. Вам ни в коем случае не захочется ударить в грязь лицом, и вы будете вкалывать по 12 часов в день, как минимум. Рабочий день может быть и шестнадцатичасовым, и двадцатичасовым, суть в том, что вы должны будете сами мотивировать себя работать максимально много. Потому что если вы будете работать мало, у вас ничего не получится. Если вы не готовы к этому, лучше и не начинать этим заниматься.

Много чужой работы. В маленьких компаниях и стартапах существует проблема с финансированием, из-за чего не все компетенции закрыты. Если вас трое (программист, гейм-дизайнер и художник), а у вас возникают вопросы, к примеру, по маркетингу, приходится часть чужой работы брать на себя. Вы, помимо программирования, взваливаете на себя еще и другие обязанности. Отказываться нет смысла, потому что в эффективности работы стартапа заинтересованы в первую очередь вы сами. Приходится находить способ и время и разбираться с этим.

Нестабильное финансирование. Обычно это либо ваши собственные деньги, либо деньги бизнес-ангела или венчурного фонда, посевные инвестиции. Всегда есть риск, что финансирование внезапно может прекратиться, и вам придется искать все новые и новые способы получения капитала. О зарплате в срок в 80% случаев также можно забыть. И зарплата будет однозначно ниже рыночной.

Будущее неизвестно. Дело в том, что в мире ежегодно запускается огромное количество стартапов, и если говорить об игровых стартапах, то нужно понимать, что это очень сложный бизнес. Если у вас есть возможность сделать одну игру с вашей одной командой, и вы делаете это в первый раз, нужно понять, что шансы сделать ее по-настоящему успешно и экстремально быстро стремятся к нулю.

Отсутствие соцпакета. Может показаться на первый взгляд, что это не так уж и важно, но это ошибочное мнение. Но вы начинаете ценить такие бонусы, когда вы и так постоянно «на нервах», не знаете, что вас ждет в будущем, и денег у вас меньше, чем у остальных коллег, которые работают в больших компаниях.

Плюсы стартапов:

Ваша судьба в ваших руках. Вы решаете, что вы будете делать. Кроме этого, в силу того, насколько сложно создавать стартап, вы выработаете определенную степень стрессоустойчивости.

Коллективные решения. В крупных компаниях вы винтик, и большинству ваше мнение по боку. Если ваша задача – писать серверную часть игры, вы будете этим заниматься. И всем плевать, что вам еще интересен гейм-дизайн и вы хотели бы себя в этом попробовать. Что касается стартапов, здесь весь процесс работы более свободный по своей сути.

Расширение знаний в смежных областях. Это то, что вы получаете, когда берете чужую работу на себя и тесно общаетесь с другими людьми из команды. Это очень полезно, так как со временем приходит осознание того, как в целом функционирует весь этот большой организм и как его можно модифицировать, улучшить.

ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ БОЛЬШУЮ КОМПАНИЮ…

Закостенелость рабочих процессов. Все большие компании когда-то были маленькими. И очень часто компании сталкиваются с проблемой «взрывного роста», они очень быстро растут, и необходимо моментально понимать, куда инвестировать свои деньги, что делать и как дальше развивать бизнес. Поэтому часто мы сталкиваемся с тем, что компания не совсем хорошо понимает, что ей дальше делать, она не успевает реагировать на все происходящие вокруг перемены и адаптироваться к изменчивостям рынка. Часто из-за того, что рынок очень динамичен и открываются новые возможности, компании, чтобы минимизировать риски и потери, начинают присматриваться к тому, что происходит: сколько игроков приходит на рынок, какие деньги там зарабатываются, кто и что делает. Это очень долгий процесс, и когда, в конце концов, компания решает делать какие-то решительные шаги, что-то менять, оказывается, что уже поздно. Ее опередили те же стартапы. И теряются большие деньги.

Google

Это вовсе не столовая, а офис Google в Лондоне

Достучаться до руководящей верхушки порой очень сложно. Даже несмотря на то, что у вас могут быть очень хорошие идеи. Они где-то там, готовятся к конференциям, занимаются планированием, обучением… Чем угодно, но только не вами. А вы должны заниматься своим делом – быть винтиком в этой огромной системе координат.

Всепоглощающая лень. Это еще одна огромная проблема больших компаний. Я уверен, многие с этим сталкивались. Дело в  том, что из-за того, что структура очень большая и людей очень много, контролировать всех невозможно. Практически невозможно всех одновременно собрать, «пробежаться» по списку задач и понять, что каждый реально делает. И в крупных компаниях всегда есть масса людей, которые чем-то должны заниматься, но они этим занимаются или очень мало, или очень медленно, или им вообще это неинтересно, а интересно только получать зарплату. Когда вы работаете в таких условиях, очень сложно чего-то добиться. Потому что, если вам безумно интересно создавать игры и вы этим горите, придя в большую компанию, вы увидите вокруг себя массу людей, у которых в глазах лишь надпись «все тлен». У вас есть какие-то идеи, но они не получают отклика в сердцах других.

Бюрократия. Это пункт, о котором, собственно, ничего особенно и не скажешь. Это апофеоз всего, что было перечислено выше. На каждую из разрабатываемых вами «фичей» нужно завести задачу, задачу должен осмотреть руководитель программистов, потом отредактировать все это, потом еще и еще… Это очень долгий процесс. В некоторых компаниях (не будем называть имена) реально сделать полностью продукт очень сложно и долго. Не только потому, что руки кривые и люди ленивые. Потому что все работает так, что это оказывается реально сложно.

Плюсы больших компаний:

Высокая финансовая стабильность. Здесь вы можете быть уверенными, что будете получать деньги в срок, вас не оставят без хлеба завтра. Потому что большая компания несет большую финансовую ответственность.

Ошибки – не причина для драмы. Если вы в стартапе совершаете серьезную ошибку (к примеру, выбрали не ту бизнес-модель или плохо разработали серверную часть), вам кажется, что это финиш, никто не даст больше денег. В большой компании есть возможность ошибки исправить и сделать это безболезненно.

Опыт в решении комплексных проблем. У больших компаний есть отделы, которых никогда не бывает в стартапах. Есть возможность общаться с людьми из этих отделов и расширять кругозор.

В рамках большой компании можно расти. Проработать несколько лет и добиться значительного результата, дорасти до руководящей должности.

Соцпакет. В больших компаниях сотрудникам дают возможность посещать различные семинары, тренинги. И это очень круто.

ТАК КУДА ЖЕ ИДТИ?

Я считаю, что если вы хотите создать стартап, то вам неплохо бы поднабраться опыта в хорошей устоявшейся компании. Там вы сможете понять, как работает бизнес, как зарабатываются деньги. У вас будет доступ к большому количеству данных. И вы, по крайней мере, будете понимать, на что подписываетесь. Потому что если у вас нет опыта, прийти на рынок игровых стартапов очень сложно. В Европе и Америке большинство стартапов создаются людьми, которые вышли из «топов» крупных компаний. Инвестиции, кстати, в таком случае также проще получить, потому что вам уже доверяют, так как вы решали подобные задачи.

Однако я, кончено же, не говорю, что ни в коем случае нельзя начинать со стартапов. Все индивидуально. Просто стоит оценить все «за» и «против» и расставить собственные приоритеты.  Штурмуйте индустрию! Она ждет вас!




Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю