USDКурс вырос 1.9789
EURКурс вырос 2.122
Мария Мелёхина | 02 февраля 2015

Тамара Кулинкович: «Геймификация сегодня набирает популярность»

- Несмотря на то, что геймификация сегодня набирает популярность, многие не знают, что это такое. Так вот геймификация – это использование аналогий компьютерных игр (дизайна, взаимодействия героев, сценариев и так далее), возможность получения быстрой обратной связи от ваших действий, игровые впечатления, а также взаимодействие и социальное погружение вовлеченных в процесс покупки или привлечения персонала людей, связанное с общением, - сказала она.

По словам Тамары Кулинкович, геймификация – это не новое слово в психологии, а хорошо забытое старое. И первым человеком, которого можно назвать идеологом геймификации, стал русский ученый-физиолог Иван Сеченов, несмотря на то, что действительный прорыв в этой области случится только в 20-40-е гг. ХХ ст. в Америке.

- В Америке был проведен уникальный эксперимент, который удивил сначала ученых, а потом весь мир. Ученый Беррес Фридерик Скиннер посадил в клетку с педальками голодного мышонка. Каждый раз, когда грызун нажимал на определенную педаль, к нему выкатывалась еда. И уже через несколько случайных попаданий, мышонок понял закономерность и стал давить только на педаль, благодаря которой появлялась еда. Этот эксперимент в дальнейшем позволил продвинуться в контроле поведения не только грызунов, но и других живых существ, - сказала Тамара Кулинкович.

Метод геймификации стали использовать в различных системах: педагогической, психиатрической, судебной, армейской и многих других. Он успешно применялся и в СССР для достижения высоких производственных показателей посредством соревновательной игры и нематериального поощрения отдельных лиц, предприятий, городов. Тем не менее, Америка и весь западный мир быстро разочаровались в применении данного метода. И тому есть несколько причин.

- При низкой мотивации, эффективность деятельности будет низкой, а при ее увеличении - высокой. Простыми словами, чем больше мы себя хотим показать хорошо, тем лучше мы себя будем показывать. И чем легче задача, которая перед нами поставлена, тем больше взаимосвязаны силы мотивации и успешной деятельности. Тем не менее, при гипермотивации  человек быстро перегорает. У каждого человека свой мотивационный оптимум, по достижении которого, результаты его деятельности пойдут на спад. Если подчиненный гипермотивирован, результаты его деятельности могут упасть вплоть до нуля, - сказала Тамара Кулинкович.

По ее словам, активная мотивация внешними факторами также может привести к угасанию внутренней мотивации. Например, если ребенку каждый раз давать копеечку за прослушивание сказки на ночь, то потом ребенок не захочет просто так слушать сказку, ему будет нужна копеечка. Так случается, когда людей начинают мотивировать материально, перешагивая через нематериальную мотивацию.

Еще может произойти сдвиг мотива на цель. «Например, вы хотите создать некий инновационный продукт, который бы облегчил жизнь многим людям, и вам нужно для этого написать диссертацию. В какой-то момент главной целью может стать не благополучие людей, а написание диссертации и получение «корочки». Вот это и есть сдвиг мотива на цель", - сказала Тамара Кулинкович.

И третья угроза – это угасание мотивации вследствие адаптации. Здесь нужно помнить, что к быстрому стимулу и награждениям люди быстро привыкают, и их становится труднее мотивировать.

- Когда у продавца есть быстрая обратная связь в виде KPI от сделанных продаж, подходов к клиенту или начатых разговоров, у него начинается постоянное взвешивание издержек и выгод.  Поэтому если мотивацию даже хорошего продавца перевести на постоянное поощрение за каждое действие, он начнет оценивать не успех продажи, а свою выгоду от клиента, - сказала Тамара Кулинкович. - А еще мы никогда не можем знать до конца, это мы манипулируем сотрудником, или сотрудник манипулирует нами.

Относительно фетишизма, то в маркетинговых коммуникациях этому вопросу отводится особая ниша. По словам Тамары Кулинкович, фетишизм рождается, когда люди начинают придавать особую ценность вещам, бренду, месту или событиям. В этом случае люди не получают дополнительных поощрений, а просто помещаются в среду, где они себя комфортно чувствуют.

- Когда мы начинаем придавать ценность вещам и заряжаем, например, наш бренд сильными эмоциями, то этот бренд сам по себе становится мотивирующим. Почему вы думаете, люди годами могут работать на одном месте с низкой зарплатой, хотя к ним и поступают более выгодные предложения? Да потому, что у этого человека, например, вот здесь стоит его любимая рамочка, на кухне есть его кружка, а вот из этого старого носка сын сделал снеговика, и он болтается на настольной лампе. Сразу возникает страх, что на другом месте работы так уже не будет, исчезнет привычный комфорт и те вещи, которые важны для этого человека, - сказала Тамара Кулинкович.

Мастер-класс был проведен при поддержке генерального партнера:

Фото: Константин Горецкий



Теги: геймификация, фетишизм, Тамара Кулинкович
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю