USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
Дмитрий Малахов | 16 августа 2016

Есть идея: привезти Nintendo, ввести trade-in, запустить систему учета, как у Amazon и развить легальный рынок видеоигр

Когда страна закупалась пиратскими играми в ларьках, этот человек смог предвидеть «закат» нелицензионного ПО и стал официальным представителем крупнейших производителей игровых консолей в Беларуси. О том, насколько трудно было убить в себе «пирата» и выстроить легальный бизнес, Bel.biz поговорил с Виталием Желтко, сооснователем крупнейшего в стране онлайн-магазина по продаже консолей и видеоигр.

Эффективный тандем

Я и мой компаньон по бизнесу создали эффективный тандем. Владимир Бычинов увлекался играми с детства и знал, что популярно, а что нет, какие игры будут продаваться хорошо и почему. У него было представление, как и кому можно продавать игровую продукцию, у меня – о том, как развивать бизнес.

Интернет-магазинов по игровой тематике не было, официальных представительств не существовало, с производителями никто не работал. В ларьках можно было купить только «что-то» и надеяться, что ничего не сломается. Потому что сервиса тоже не было…

Это  сейчас рынок вырос, «повзрослел», что позволяет нам всем существовать и зарабатывать, пускай и немного (сегодня компания находится в точке безубыточности).

Всех продавцов на рынках знали лично и за конкурентов не считали – это были коллеги, которые торговали, как умели, «спасали» спрос населения.

Бизнес-план не составляли, просто решили попробовать. Сейчас четких бизнес-планов нет ни у кого: оценить все риски в долгосрочном периоде невозможно – уж очень динамически меняется ситуация в мире, кризисы идут один за другим, курсы валют «пляшут»… На тот момент сложность прогнозирования была в другом: по всем показателям товар, который мы начали завозить, не должен был продаваться. А он продавался. Поэтому действовали по наитию.

Для хорошего «старта» были все предпосылки: маржинальность, рентабельность, доступность товара, спрос населения – все в хорошем «плюсе». Клиенты хотели платить за качественный товар, и мы понимали, что нельзя терять время на сложные расчеты. Когда клиентов много, и ты имеешь на каждой продаже двойную рентабельность – нужно продавать.

Читайте также:

Есть идея: Открыть рентабельный хостел в Троицком и сделать Минск гостеприимнее

Есть идея: выпускник московской «Стрелки» решил создать в Минске детскую школу архитектурного мышления

В Nintendo о Беларуси имели смутное представление

Мы первыми официально привезли марку Nintendo (Wii). В самой Nintendo про Беларусь имели смутное представление, а на наш официальный запрос отвечали: «Регион нас не интересует». Сам запрос делали через фирму в Германии, потому что запрос из Беларуси остался без ответа.

Даже купив приставку в розницу в Европе и продав ее здесь, можно было получить хорошую прибыль.

Wii на тот момент была единственной консолью, которая со старта и по нормальной цене предлагала комплект с motion-контроллерами и делала акцент на подвижные игры. Для аудитории это было в диковинку, игровой опыт нужно было показывать «натурой». Поэтому организовали первый в Минске шоу-рум, где каждый мог попробовать консоль в деле. И народ пошел.

На одной только Wii мы не зарабатывали. Большую часть дохода составляли продажи  Xbox 360, Sony PS2 и PS3. Но даже тогда мы не поддерживали рынок пиратского оборудования и ПО. С пиратскими играми и чипованными консолями возникали постоянные проблемы: «глюки», какие-то игры не запускались или работали с ограничениями и т.д. Так что мы принципиально ввозили приставки и игры «по-белому».

Trade-in: купи, поиграй, обменяй

Не каждый готов выкладывать регулярно по 50-70 долларов за игру, поэтому ввели систему trade-in: каждый мог сдать свою лицензионную игру, немного доплатить и получить новую. Такого сервиса на тот момент никто не предлагал. Мы сделали ставку на консоль PS3 – свое имя и доверие клиентов мы заработали именно на ней и ее технических возможностях на тот момент (приставку еще не успели взломать,  и играть можно было только в лицензионные версии игр).

По мнению «1С-СофтКлаб», Belconsole.by – крупнейший продавец видео-игр в стране последние 5 лет.

Когда вышли на первого поставщика в странах СНГ (российскую компанию «1С-СофтКлаб»), стали завозить приставки напрямую от них. А здесь уже давали рекламу и показывали реальные возможности консоли в шоу-румах, где можно было не только посмотреть консоль в деле, но и поиграть. А потом – купить недешевую игру и, по мере прохождения, менять ее на другие, не тратя лишних денег.

Читайте также:

Есть идея: Наталья Неборская о том, как заработать на «Каляках-маляках»

Есть идея: Построить в Минске недорогую и эффективную автомойку

Кризис 2008-го миновал, и система trade-in зачахла: люди предпочитали коллекционировать игры и покупать новые. Но год назад, когда очередной кризис вступил в «пору зрелости», система trade-in снова стала актуальна, возродилась и сейчас мы ее активно используем. Берем в зачет и игры, и актуальные на сегодня консоли – Xbox One и PS4.

Пытаемся доказать, что рынок готов

Не все западные издательства рассматривают Беларусь как отдельный рынок, поэтому  и формировать для нее специальные цены. Поэтому нашим согражданам приходится платить при прямой покупке через Интернет «европейскую» цену игры. Мы же учитываем особенности региона продаж, даем регулярные скидки, проводим с дистрибьюторами акции.

6-й год пытаемся доказать Microsoft, что в Беларуси достаточно людей, готовых платить за лицензию. Но компания сама не готова открывать здесь «игровой» офис.

Есть возможность оплаты несколькими способами: Easy Pay, ЕРИП, «кредиткой», наличными. Можем отправить человеку заказ по почте, а он его оплачивает наличными при получении.

Полного отказа от физических носителей не произошло. Многим до сих пор нравится коллекционировать диски с играми и «выстраивать» их на полке, как наши родители поступали с книгами. К тому же большинство консолей PS4 оснащаются накопителями на 500Гб и могут вместить до 20 «больших» игр, а с дисками эта проблема исчезает.

Ввели электронную систему учета, как у Amazon. Благодаря этому знаем всю историю покупателя: какие консоли и игры он приобретал и когда, сдавал ли что-то по системе trade-in и т.д. Параллельно разрабатываем собственную систему автоматизации бизнес-процессов: планирования закупок и продаж, менеджмента заказов.

Регионы? Увы, невыгодно…

Пробовали открывать представительства в регионах, но это невыгодно. Количество людей, которых удавалось привлечь в качестве постоянных клиентов, оказывалось незначительным. Даже аренду и зарплату продавцов «отбивать» не получалось, а снизить цену на продукцию не можем. Так что с другими городами работаем пока только по почте.

Читайте также: 

Есть идея: Открыть школу барменов и транспортную компанию. Одновременно

Есть идея: Накормить всех здоровой едой и заработать на этом

Нам важно все, что важно для покупателя

Мы ориентированы на консоли, компьютерным «железом» не занимаемся, хотя игры для PC реализуем. Исключение – оборудование для про-гейминга. Нам интересно это направление, и мы бы хотели развивать его дальше, поскольку кибер-спорт набирает обороты с каждым годом, растут и бюджеты соревнований, и деньги, которые в этот спорт инвестируют.

Прицел на мерчандайзинг: продажу коллекционных фигурок и всяких сопутствующих товаров по популярным играм. Это особая категория клиентов, всех знаем в лицо. Они покупают много и постоянно: дорогостоящие коллекционные издания, модельки героев, атрибутику…Это люди, которые относятся к играм с неподдельной страстью. Иногда привозим им «коллекционки» без прибыли для себя, но делаем так, поскольку это самая лояльная категория клиентов.

Нужно иметь страсть к делу, которым ты занимаешься, иначе проблемы, которые в любом случае появятся, тебя сломают.

Когда в Европе выходит культовая игра (или сиквел), люди иногда занимают очереди за несколько часов до открытия точки продажи, чтобы купить ее первыми. А почему не дать нашим гражданам такую же возможность? К тому же, такие акции – это очень крутой оff-line формат, где можно купить долгожданную игру, пообщаться с теми, кто разделяет твои взгляды, завести новые знакомства и может быть друзей…

Игры сейчас объемные – по 40-60 Гб и больше. Если вы несколько лет ждали выхода игры, то покупать ключ и скачивать такой объем не все могут: даже при существующей пропускной способности интернет-каналов займет от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от вашего тарифа.

К цивилизованному миру хотелось приблизиться

Надежды мы связываем с зарождающимся рынком устройств виртуальной реальности. Ставку в игровом сегменте будем делать на Sony и PlayStation VR. У компании есть преимущества перед конкурентами: уже существует гигантский парк консолей, совместимых со шлемом, плюс – хорошая база игровых эксклюзивов. Думаю, параллельно будет развиваться и консьюмерский сегмент VR-устройств на базе решений Google и Samsung, что также поможет развитию технологий виртуальной реальности.

Планируем запускать новые цифровые сервисы: удобную систему уведомлений о поступлении в продажу (или скором выходе) продуктов, техническую историю покупок (клиентам не нужно будет хранить у себя гарантийные талоны), полноценную продажу цифровых товаров (которая сейчас активно развивается на западе) и т.д.

Ищите правильных людей

И не бойтесь расставаться с теми, кто вам не подходит. Если вы этого не сделаете – навредите и своему бизнесу, и тому человеку, который работает не на своем месте… В чем я убедился за годы работы, так это в том, что у нас в Беларуси кадры решают всё.

Фото: Глеб Канаш

Читайте также: 

Есть идея: сделать парикмахерский мужской клуб

Есть идея: Открыть грузинский фаст-фуд и покорить мир



Теги: Белконсоль, игры, Есть идея, Nintendo, trade-in, Amazon, Wii, рынок видеоигр, Владимир Бычинов, Виталий Желтко, нелицензионное ПО, онлайн магазин, рынок, 1С СофтКлаб, Easy Pay, ЕРИП, Belconsole, Xbox, PS4, Sony, PlayStation
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю