USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
Александр Литвин | 20 января 2016

"Бить по голове! Играть на контрастах!". Беларусские спикеры и эксперты советуют: как выступать публично, как Тони Старк

Ладони потеют, горло сохнет, а мысли толпятся на языке: типичные симптомы новичка сцены. Как «прокачать» в себе навыки публичного выступления? Чего ждёт от вас бизнес-аудитория? Мы собрали советы публичных выступлений от известных бизнесменов-спикеров и рекомендации экспертов.

Богдан Коровец, директор интернет-компании Astronim*

Помните главное: публичное выступление – это на 80% шоу, и лишь на 20% – обучение!

1.      Бить по голове! Разбудите слушателей, заставьте сразу со старта отложить дела, повернуться и послушать хотя бы 10 минут – неким фактом или аллегорией. Эмоциональность важнее информативности. Это ваш единственный шанс с первых слов привлечь аудиторию…

2.      Играть на контрастах! Берите отраслевые стереотипы и сталкивайте факты лбами. Опровергайте авторитетные мнения или хотя бы покажите слушателям тему под новым углом зрения...

3.      Мало текста – больше слов! Оформление презентации выступления – контраст цветов и большой размер имеют значение. Никаких фоновых картинок на экране, не более 3-5 строк текста в слайде, и, вообще – не нужно несколько десятков слайдов…

4.      Структурируй это! Нумерация, списки, рубрикация – поможет и слушателям и вам понять, о чем вы говорите…

5.      Кейсы по теме! Как обязательная программа. Еще лучше – разбор полетов слушателей, на ходу. Примеры из жизни должны быть актуальны и релевантны. И, да, пожалуйста, вот без таких слов, как «релевантны»)))

Екатерина Потёмкина, учредитель компании "Кадры Про-консалт", основатель Regatta Business School

 

1. Борьба со страхом: представьте себе самый плохой исход события. Подумают, что вы плохой спикер? Возможно. Напишут об этом в соцсетях и это расшарится по всему байнету? Вряд ли. На самом деле ничего страшного не произойдёт. Совет в том, чтобы на каждый свой ответ на вопрос "Что самое страшное может произойти?", задавать вопрос "И чё?". И когда в конце концов вам захочется ответить "Ничё!", страх пройдёт.

2. Старайтесь не выступать перед аудиторией, а разговаривать с ней. Задавайте вопросы, просите поднять руки,  и т.д. Тогда зал не уснёт.

3. Используйте юмор и интонацию. Всегда имейте при себе примеры из жизни, даже если говорите о сложных вещах. И не бубните монотонно. Интонация очень важна. Выделяйте ключевые слова, делайте паузы.

4. Снять мышечные зажимы можно, помахав руками, посжимав кулачки . И перед выходом самому себе скажите "Я молодец. У меня получится".

Кирилл Волошин, соучредитель tut.by и Cafe Netto

Возможно, мои "хитрости" подойдут не всем…

Во-первых, если это касается очень важных презентаций, то я обычно знаю практически дословно, что буду говорить) Полезно написать текст доклада, а потом пяток раз самому себе (или собаке, жене, стулу) прочитать его по памяти, листая слайды. Если мероприятие попроще, я заранее продумываю опорные "постулаты". Для формата вопрос-ответ не готовлюсь, иногда вспоминая-гугля какие-либо цифры-факты-истории, которые могут понадобиться во время общения.

Во-вторых, использую несложный nlp'ерский "трюк", детально представляя завершение (не процесс) выступления – что буду видеть, слушать, чувствовать, говорить. Всё, естественно, в положительном ключе. Полезный элемент подготовки прямо перед выступлением – отвлеченная беседа с анекдотами и активным движением (можно даже попрыгать, чтоб почувствовать ноги). Перед смертью, как говорится, не надышишься), так что отвлечься и размять речевой аппарат с "тушкой" ненапрягающей беседой, считаю, хорошая практика.

Анастасия Хоменкова, соучредитель BEL.BIZ

Самый большой челлендж, который я преодолеваю – это говорить без слов-паразитов. Для этого нужно, чтобы мысль бежала быстрее слов. Это легко сделать, когда уверенно себя чувствуешь. А если вы волнуетесь, и мысли не торопятся, урок такой: говорите медленно, растягивайте слова. Тогда речь движется медленнее, чем мысль.

Если ты выступаете перед большой аудиторией, помогает такой приём. Найдите точку на противоположной от сцены стене, чуть выше, чем ваш рост. И тогда слушателям будет казаться, что вы смотрите на них. Визуальный контакт – это всегда хорошо. Можно смотреть и прямо в глаза слушателям, если аудитория вам знакома, и встречный взгляд эмоционально не повлияет на вас.

В конце речи обязательно должны быть выводы. Скажите «итак», и повторите речь по тезисам. Всем нужно тренироваться. Не отказывайтесь от возможности публичных выступлений – только тренировка сделает из вас эксперта.

Юрий Гурский, IT-предприниматель, инвестор, директор по новым продуктам Mail.ru

Нужно готовится и прорабатывать речь, но выступать так, чтобы это выглядело импровизацией. Свои основные шутки я готовлю заранее. Шутить стоит, иначе все спят. Советую шутить в режиме притч, то есть с поучительным смыслом, а не просто для ржача. Например, когда говорят «у нас нет конкурентов», я рассказываю анекдот про неуловимого Джо. Из беларусских спикеров мне нравится, как рассказывает Павел Данейко.

Дмитрий Черноморец, Директор по развитию Apply Logistic Group

У меня нет никаких фишек. Я учился в музыкальной школе, и много сдавал экзаменов, а также играл в оркестре. А это все работа с аудиторией. Так что все страхи публичности атрофировались в школьном возрасте. Также профессионально занимался плаванием, а это участие в соревнованиях. Ты в одних трусах и вокруг куча народу.

Я бы советовал бизнесменам так строить свой бизнес, чтобы от них требовалось как можно меньше публичности. Поверьте многие публичные люди были бы счастливы быть не публичными. А если публичность просится изнутри, тогда пусть бизнесмен научится играть на гитаре или вокалу, организует группу и даёт друзьям концерты.

А вообще, крутой спикер – это:

1. Харизма. Либо она есть, либо ее нет.

2. Действительно ценная информация, а не бла-бла-бла.

Всё остальное ничего не прибавляет.

Александр Степановский, соучредитель адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры», юрист

Я и сейчас испытываю волнение перед каждым выступлением. Поэтому могу посоветовать следующее:

1. Сделать план и кратко изложить на бумаге выступление.

2. Попробовать перед зеркалом или просто вслух сделать "пробойное выступление" перед самим собой (если стесняешься перед близкими или друзьями) - это помогает понять хронометраж выступления и "узкие места".

3. Перед выступлением, когда особенно чувствуется волнение, сделать несколько глубоких вздохов-выдохов и в бой! И во время выступления постараться поймать драйв и получать удовольствие от выступления.

Алексей Минкевич, директор компании JunoLab

Главному хаку меня научил в свое время Михаил Дернаковский. Перед выходом на сцену нужно представить себе, что будет в случае успеха, как все будут улыбаться и аплодировать. От этого становится приятно и отпускает. Перестает быть так страшно перед выходом. Чтобы приготовить такое выступление, после которого будут аплодировать, нужно прожить его и рассказать свою историю.

Советуют эксперты

Валентина Чекан, старший преподаватель Минского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Типичные ошибки

Ошибки не только новичков, но и относительно опытных спикеров, достаточно однотипны. Это отсутствие подготовки (ее недостаточность), высокомерное или, наоборот, заискивающее поведение перед аудиторией, суета в мыслях и жестах.

Зачастую оратор готовит текст, не учитывая состав и качество аудитории, не продумывает план B (что будет, если не "пойдет" презентация, если будет на 30 человек, а 130 и т.п.).

Еще одной распространенной ошибкой является то, что начинающий оратор боится изменять пространство, настроение аудитории, материал под конкретный момент, под себя и т.п. Боязнь сделать что-то не так заставляет его держаться первоначального плана (хорошо, если этот план есть), но это не всегда играет на руку спикеру.

Рецепт достаточно прост, хотя очень немногие целенаправленно его применяют: практиковаться, думать о вариантах подачи себя и материала, собирать мнения о своих выступлениях и делать выводы

Волнение

Я думаю, что можно и нужно продолжать волноваться, выходя к аудитории. Волнение – эмоциональный катализатор построения коммуникаций со слушателями. Оно делает вас более понятным, публика ваше волнение перед встречей с ней принимает как комплимент. Говоря о преодолении страха публичного выступления, нужно определиться с его причиной. Страх из-за недостаточности навыка излечивается тренировками, страх из-за боязни быть смешным убирается и тренировками, и работой с самооценкой. Опыт показывает, что даже простое увеличение количества теоретических знаний на этот счет делает некоторых начинающих спикеров более смелыми.

Не зря навык публичных выступлений относят к категории "компетентность", то есть теория, умноженная на практику. Увеличивая долю обоих множителей, мы преумножаем свою компетентность в рассматриваемом навыке.

Как выступать перед бизнес-аудиторией

Бизнес-аудитория часто забывает о своих требованиях как слушателя, когда сама выходит на сцену. В этот момент ей хорошо бы помнить о своих завышенных ожиданиях в роли слушателя.

Как любая взрослая аудитория, такая аудитория ждёт, что речь спикера будет коррелировать с их опытом, будет полезной, приятной. Бизнес-аудитория всегда хорошо реагирует на слова, которые повышают её самооценку. Обращайтесь к опыту слушателей: «вы все несомненно знаете, что…», «не мне вам рассказывать, что…». Такое ментальное поглаживание всегда хорошо срабатывает с любой взрослой аудиторией.

Нередко бизнес-ораторы берут на сцену снобизм, который у них остаётся от роли слушателей. Это самое неправильное, что можно сделать. Можно быть неуверенным в себе или неготовым. Но снобизма со сцены аудитория не потерпит.

Больше, чем любые другие слушатели, бизнес-аудитория не любит очевидных вещей. То, что допустимо в психологических и мотивационных выступлениях, в речах преподавателей, недопустимо в речи спикера перед деловыми людьми. Бизнесмены не готовы слушать прописные истины. С них можно начать, но на них нельзя строить всё выступление.

Беларусская бизнес-аудитория не любит чересчур эмоциональных выступлений. Мы не можем позволить себе бодро скакать по сцене, как Стив Балмер. Да, у нас хорошо идёт здоровый юмор, здоровая ирония и самоирония. Но излишки юмора аудитория не принимает.

С детства нам привили, что в определённых ситуациях взрослые люди ведут себя по-взрослому. Это и не хорошо, и не плохо. Здесь и менталитет, и уважение к психологическому комфорту – своему и других.

Смотрите, перед какой аудиторией вы выступаете. Если это люди, которые работают с кросс-культурными коммуникациями, они, скорее всего, будут нормально реагировать на интерактив. Но не всем спикерам позволен такой формат. Видя англоязычного спикера на нашей сцене, мы понимаем, что ему – можно. «Странный дядька со своих Америк» – думаем мы и воспринимаем его яркое эмоциональное выступление нормально. Но нам стиль американских проповедников не подходит.

Важный урок публичных выступлений: любое ваше действие как оратора должно фильтроваться через вопрос «зачем вы это делаете?». Вы хотите, чтобы запомнили лично вас или то, что вы говорили.

Невербалика в выступлении

Любое пространство обуславливает амплитуду движения: чем больше пространство, тем шире жест. Многие спикеры не понимают, что на большой сцене нужно раскрываться и делать широкие жесты. Нельзя прижимать локти к себе, сцеплять пальцы и переминаться с ноги на ногу.

Чего точно нельзя делать оратору? Суетиться. Делать ритмические и монотонные жесты – покачивания, постукивания. Многие страдают «путешествиями» по сцене – рассуждают вслух и похаживают взад-вперёд.

Любой «костыль» в руках (предмет, который успокаивает вас) отвлекает внимание слушателя от содержания речи на то, что вы делаете. Таким «костылём» может быть ручка, бумага с текстом выступления, карман. Девушки любят дотрагиваться до украшений, теребить платочки, сминать край одежды. Всё это сбивает аудиторию с толку и раздражает.

Уровень вашего авторитета может сгладить все нюансы неудачного выступления. Но бизнес-аудитория в своём восприятии часто делит любого гуру на 3. Каким же должен быть масштаб вашей личности, чтобы вам простили все огрехи на сцене? Вы же не воскресший Стив Джобс…

Займите положение слегка сбоку от центральной линии сцены, работайте руками и плечевым поясом во время выступления. Бывает, что в широком помещении аудитория уходит далеко в стороны, хочется подойти к каждому флангу сцены. Делать это можно, но красиво и подконтрольно.

Как шутить на сцене?

Проблем с выбором шуток не возникнет, если у вас примерно однородная аудитория, и вы сами из этой среды. IT-гуру, приезжая на тусовку айтишников, прекрасно знает, что в тренде, и над какими мемами смеётся аудитория. Вопрос возникает, когда аудитория неоднородна. О чём шутить с ней? Об актуальных проблемах, об общих врагах, о самом себе.

Если вы не великий мотиватор, не стоит шутить о привычках аудитории. И даже в этом случае помните, что взрослая аудитория готова принимать советы, если они совпадают с их собственным опытом и стремлениями.

Не каждый оратор обладает чувством юмора. Не можете шутить сами – пользуйтесь тем, что придумали до вас. Не можете шутить вообще – не шутите вообще. Обладаете искромётным чувством юмора? Думайте, что говорите.

Что почитать по теме

Наиболее популярный автор сегодня -  Радислав Гандапас. А вообще, любая книга по теме – будь это  «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци или классические труды Дейла Карнеги, будут полезны, если вы двигаетесь в правильном направлении. Помните: вы не научитесь ездить на велосипеде, просто прочитав руководство к нему.

Инна Карней, лицензиат TED Conferences в Беларуси, организатор TEDxNiamiha

Каждый ли может выступать перед публикой?

Я не знаю точного ответа на этот вопрос, но из моего опыта подготовки спикеров для TEDx, следует, что подготовить к выступлению перед публикой можно каждого, кто приходит в TEDx  с идеей. Приведу три показательных примера. При подготовке Юрия Смирнова мы столкнулись с задачей сделать из человека пишущего (журналист с 30-летним стажем, интеллектуал) человека говорящего. Первая проба его выступления содержала 8 страниц текста и длилась почти час. За этим последовали несколько индивидуальных консультаций и репетиций, так что финальное выступление сократилось до десяти с половиной минут.

Андрей Азаров – дизайнер и кулинар, человек, который либо создавал образы (показывал), либо делал что-то руками (готовил), но не говорил о своей работе публично. Конспект его выступления представлял собой  майнд-мэп с графическими значками, эта карта помогла ему выстроить логику выступления и не растеряться на сцене. Его выступление сложно отнести к лучшим примерам ораторского мастерства, но в нем есть искренность и желание поделиться тем, что он создал.

Андрей Лавриненко привык выступать на научных конференциях и при его подготовке мы использовали своеобразную фокус-группу, людей, которые слушали и иногда говорили «Вот здесь ничего не понятно. Что такое флуктуация?», так мы добивались изложения сложных научных понятий простым языком.

Как видите, задачи разные, но в каждом случае мы получили результат достойный выхода на сцену TEDx.

Как превратить идею, мысли, опыт и впечатления в увлекательный спич

В коротком руководстве для спикеров TEDx есть заклинание, звучит оно так: «Репетируйте, репетируйте, репетируйте!». Когда вы готовите выступление, то планируете в этом месте привести аргумент,  а здесь подтвердить свои идеи фактами, и сделать эффектную концовку. Все эти задумки нужно тестировать на публике, для начала в малых группах. На репетиции очень быстро выясняется, что аргумент нужно приводить в другом месте, ваши статистические выкладки заставляют слушателей зевать и падать со стульев от скуки, а в заключительной части вы теряете основную мысль.

Подготовка спикеров TEDx длится 8 недель, это индивидуальные консультации и репетиции, включая два генеральных прогона, когда можно постоять на сцене. Я помню только один случай, когда выступление было фактически готово с самого начала – это выступление Руси « Ведай сваё - зразумееш усё чалавецтва».

Репетиции – это ваше всё, как спикера.

Советы спикерам по формату выступления на TEDх

Мечтайте по-крупному. Стремитесь сделать свое выступление лучше всех своих предыдущих. Раскройте то, что раньше никто не видел. Сделайте то, что аудитория никогда не забудет. Поделитесь идеей, которая может изменить мир. Покажите нам настоящего вас. Поделитесь желаниями, мечтами…и страхами. Будьте ранимы. Говорите о неудаче так же, как и об успехе. Превратите сложное в понятное. Не старайтесь ослепить интеллектом. Не говорите абстракциями. Объясняйте! Приводите примеры. Будьте конкретны. Установите связь с эмоциями людей. Рассмешите нас! Доведите до слез! Не выпячивайте эго. Не хвастайтесь. Это самый верный способ убить в людях интерес к вам.

Никаких продаж со сцены! Если мы специально не просили вас об этом, не рассказывайте о своей компании или организации. И даже не думайте о реализации товаров или услуг или просьбах о финансировании со сцены. Не стесняйтесь комментировать других спикеров, хвалить или критиковать их. Расхождение во мнениях побуждает к действию! Восторженное одобрение обладает мощью! По возможности не читайте по бумажке. Заметки – это прекрасно. Но выбирая между чтением и сбивчивой речью, остановите выбор на чтении! Обязательно отрепетируйте свое выступление. Вы должны закончить выступление вовремя. В противном случае вы крадете время у выступающих после вас. Мы этого не позволим.

Денис Сотников, организатор клуба взаимопомощи для людей с заиканием «Я говорю свободно»

Страх публичных выступлений

Он никуда не денется – это обыкновенная физиологическая реакция организма перед чувством будущего "отделения от толпы". Но этот страх может как сковать, так и мобилизовать для успешного выступления. Как не бояться сцены? Чтобы научиться применять страх себе во благо, нужно как можно больше выступать, а после анализировать ваши чувства, возникавшие во время выступлений.

Анализируйте ваше поведение и мышление. Если вы понимаете, что были не честны с публикой, то, скорее всего, вами владел сковывающий страх, который защищал ваше "Я" от потенциальной угрозы быть отверженным. Поэтому самый действенный метод, это применить так называемый "встречный огонь", когда если вы что-то боитесь, то вы должны это сделать НАМЕРЕННО, тем самым погасив основное пламя страха (потенциального).  Вы боитесь выступать? Скажите об этом публике, можете даже утрировать и играть, мол, Я ОЧЕНЬ БОЮСЬ, но вы же понимаете. И, обычно, страх после этого служит вам во благо.

Что делать тем, у кого есть речевые дефекты

Абсолютно то же самое, что и другим людям. Обычно речь улучшается, когда заикающийся смог преодолеть свои внутренние барьеры и запреты. Он как бы выходит за черты привычного образа себя и не сдерживается в собственном проявлении. Положительный исход подпитывается еще и тем, что говорить свободно как бы разрешается тем контекстом или ролью, в котором он находится. Это объясняет также, почему многие заикающиеся актеры на сцене не заикаются.

Как быть, если сначала публика ловила каждое слово, а через 10 минут зевает

В такой ситуации применяются специальные крючки-приемы: разрыв шаблонов,  контакт с публикой, смена темы на более неформальную, смена темпа речи, паузы и так далее.. Иногда даже хватает того, что можно снять пиджак и закатать рукава, снять галстук, открыть окно в помещении. Но самое главное: публике интересно тогда, когда она сама включена в работу. Нужно больше контактировать с аудиторией: задавать вопросы, спрашивать мнения, проводить опросы и вызвать на сцену.



Теги: публичные выступления
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю