USDКурс вырос 1.8767
EURКурс снизился 2.0242
08 января 2014

Денис Вайханский: «Геймдев – это не IT!»

«Просто делайте то, что вам нравится, без оглядки на руководителя, и это будет намного эффективнее…»

«Во-первых, кто же я такой? Математик-системщик, работал программистом, руководителем студии разработки, сейчас владелец бизнеса. Не сделал ни одного успешного проекта, потратил много чужих денег. Более 10 лет в геймдеве. Лентяй и сектант. Играю в игры на рабочем месте. Ну, как-то так коротко и лаконично обо мне (смеется).

А если серьезно, я всю жизнь, сколько себя помню, играл в игры. Создавал их сам для себя. Отучился на программиста, потом пошел работать в большую компанию. Вокруг было столько всяческого беспорядка, и мне это все настолько не нравилось, что я решил заняться собственным проектом. Пришлось стать руководителем, отвечать за все продукты. Сегодня я основатель и руководитель Alis Games.

Дам маленький совет. У «буржуев» есть понятие подпольных проектов. Так вот, почти все, что мы делали, и что в итоге принесло хоть какую-то ценность, делалось подпольно. Если вы будете делать просто то, что вам нравится, никому не рассказывая, а потом принесете и скажете: «Вот смотрите, у нас классная технология, ни у кого такой нет», это будет намного эффективнее.

Работая в большой компании, однажды я пришел к руководителю с предложением о разработке одной технологии. Разрешения не получил и решил сам заняться этим втихаря. И когда принес готовый проект, получил одобрение со стороны руководства. Все сказали: «Да, это действительно клевая штука!». И в итоге у компании развилась новая ветвь бизнеса».

«На рынке уйма денег, их просто некому давать…»

«У моей компании был замечательный опыт поиска инвестиций. Своих денег было мало, мы начали искать их на стороне. Вот как бы вы поступили? Наверняка, просто посчитали бы: «Вот, у нас в команде три человека, мы сделаем продукт за 3 месяца, нам нужно для этого 40 тысяч…» Но это абсолютная иллюзия! На самом деле в результате вы сделаете все не за 40 тысяч, а за 100, вы еле-еле запуститесь и у вас все будет плохо. И я не утрирую!

Это очевидно, что первый проект получается плохо. Для меня, к примеру, огромным удивлением было то, что на рынке денег вообще уйма. На самом деле их настолько много, что их попросту некому давать. Ты смотришь в глаза человеку и просто понимаешь, что ему еще рано давать такие суммы. Хотя, по сути, деньги не должны лежать, они должны работать. Поэтому не думайте, что найти деньги – это проблема в игровой индустрии и мире в целом. Это абсолютно не так. Проблема в том, что инвестиции некому давать, нет достойных. И если вы станете таким достойным человеком, если покажете, что достойны того, чтобы в вас вкладывали, вам помогут».

«Геймдев – это не IT…»

«Геймдев – это не IT. Точно так же, как «Макдональдс» – это не сфера быстрого питания. Так вот, мы не IT. Мы – шоу-бизнес. И нам ближе секс, наркотики, рок-н-ролл. Это важно осознавать. Мы постоянно пытаемся применять чей-то опыт, но, оказывается, опыт в разработке софта для нас совсем не подходит.

Гораздо лучше использовать какие-то практические навыки того, как, к примеру, снимается кино, сериалы, как работает музыкальная индустрия. И это принципиально. То, что мы продаем свои продукты в «сторах», то, что наша продукция лежит на тех же, условно, полках, не ставит нас на один уровень с софтом. Да, в любом случае, при разработке игры задействованы программисты. Однако это 10-15% от всего объема работы. Но 10-15% IT есть вообще в любой индустрии! И неважно, продаете вы пончики или строите самолеты. И игры здесь ни при чем, их суть не в этом. Наша задача – развлекать людей, поэтому единственный наш «грех» – это иллюзия. Если у вас нет иллюзии, а есть знания, все будет хорошо. И если вы считаете, что вы IT – вы витаете в облаках. Проснитесь же, вы – шоу-бизнес!»

«Мы просто производим наркотики, и главное – самим не подсесть…»

«Что нужно знать о шоу-бизнесе? То, что это самая страшная индустрия из всех, и в ней работают алкоголики и наркоманы, а выживают только сильнейшие. А еще мы производим «наркотики» для всего человечества. Если ребенок играет в World of Tanks по 15-20 минут в день, можно сказать, что он приобретает какие-то навыки во время игры (к примеру, учит историю, у него появляется желание идти в армию или что-то еще).

Если же он играет по 2-3 часа в день, значит, он стал зависимым, и ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, мы создаем молоток, а вот разобьет им человек себе голову или забьет гвоздь – зависит уже не от нас. Но, увы, в наше время чаще всего игры используются как средство, с помощью которого можно «сбежать» из этого мира».

«Если вы не создали хит, на игровом рынке вам нечего делать!..»

«Как обычно все происходит? Многие считают, что достаточно нескольким людям собраться вместе, что-то создать, и все, они миллионеры. Эта иллюзия очень выгодна всяческим умным дядькам, которые вас разводят. Им выгодно рассказывать такие истории, чтобы вы пришли к ним, отдали свой продукт, и у них все было хорошо.

На самом деле это работает далеко не так. Принципиальное отличие шоу-бизнеса в том, что работают только хиты. Есть несколько шикарных игр, которые поглощают весь рынок. И если вы не создали хит, на этом рынке вам делать нечего. И это огромная проблема. Поэтому самое главное – не верить в иллюзию. Не верить в то, что вы, молодые и красивые, сейчас по-быстрому что-то сделаете на коленках и заработаете миллион. Да ничего подобного!»

«Будьте трезвыми!..»

«Да, мы делаем наркотик, но, умоляю вас, не станьте сами наркоманами! Будьте трезвыми, готовьтесь к худшему, и тогда, возможно, вам удастся добиться успехов. Воспринимайте трезво реальность и всю игровую индустрию. Если вы пришли сюда и готовы ко всем ужасам этого продажного шоу-бизнеса, возможно, что-то получится. Если нет – лучше сюда не соваться».

«Любите игры!»

«Любите игры! Каким бы крутым вы не были специалистом, если вы не любите то, чем собираетесь заниматься, вы нам не кандидат. Такая политика в большинстве компаний. Те люди, которые действительно могут выбирать себе сотрудников, только приветствуют такую вот игровую одержимость».

Так что же делать?

«Если есть возможность не работать в геймдеве – не работайте в нем! Если такой возможности нет… Поясню: если вы, к примеру, художник от Бога, всю жизнь рисовали, это ваше предназначение, то вам будет абсолютно неважно, что за окном – война или что-то еще. Вы же от этого не перестанете рисовать, правильно?

Так вот, если геймдев – ваше, то будьте в нем всегда и не работайте ради результата. Потому что если один из ста проектов выстрелит – уже хорошо. А если не дай Бог вы еще и будете успешным… Это вообще страшная вещь.

Я видел, что происходило с некоторыми ребятами, студиями в таких случаях. Когда вы не успешны, вы никому не нужны. Сидите себе тихонько, тратите чужие деньги. Может, в какой-то момент вас «попрут». Но если же все наоборот – вы резко всем становитесь необходимыми. Это невероятный стресс, и от этого возникают только проблемы. Просто относитесь ко всему спокойно. Повторюсь: мы делаем этот наркотик, но главное – самому не подсаживаться.

Есть такая хорошая фраза: то, к  чему мы привязаны, нас и убьет. А мы, гейм-разработчики, еще и создаем привязанность в лице наших игр».





Теги: IT, Информационные технологии, разработка игр, опыт
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю