Ксения Гибеж | 27 марта 2015

Бизнес родом из 90-х – Агентство Владимира Гревцова: «Люди в наколках приходили за кредитом, а "новая буржуазия" отдыхала в ресторане со швейцаром-негром»

Бизнес, созданный в 90-е… Как не только удержаться «на плаву», но и развить маленькую компанию до многопрофильного процветающего холдинга? Ответ точно знает создатель «Агентства Владимира Гревцова» – сам Владимир Гревцов, ведь в этом году его «детищу» исполняется 23 года! Теплые «ламповые» воспоминания о бизнесе 90-х – в материале Bel.biz.

Первые шаги: «Это было удивительное время…»

«Компания была создана в 1992 году. К этому году уже почти все мои однокурсники ушли в бизнес. Кто-то торговал на бирже, «гоняя» вагоны консервов, проволоки и метала. Кто-то издавал книги, кто-то привозил сюда компьютеры. И я единственный, кто оставался вне бизнеса. Но жизнь заставила, и в октябре 1992 года я тоже зарегистрировал свою компанию.

Это было удивительное время, когда люди принимали решение, что они будут заниматься бизнесом, но еще не знали, каким. Важно было само ощущение: «У меня своя фирма, своя компания, я вхожу в бизнес!». И, соответственно, начитавшись книжек про бизнес, я знал, что мое дело будет красивым, респектабельным, я буду гордиться им, и я понимал – в названии должна быть моя фамилия. Уж если мне не суждено было видеть свою фамилию на театральных афишах, то пусть она будет в названии моей компании.  И она, как я думал, будет гарантией того, что я буду добропорядочным бизнесменом».

История с «пропиской»

«Была маленькая оказия: нужны были деньги для регистрации, я их одолжил под проценты. И нужен был юридический адрес. Юридический адрес оказался очень большой проблемой, потому что знакомых минчан, которые бы пошли на это, у меня не оказалось. Родственников у меня в Минске тоже не было. И я стал искать, кто бы мог дать мне так называемый юридический адрес. Но куда я мог пойти? Я мог только обратиться в свои родные театры, но так случилось, что юрадрес моей компании оказался не по месту моей работы – ТЮЗа – и даже не соседнего кукольного театра, а по месту Академического театра Янки Купалы. Вот там мои коллеги пошли мне навстречу и помогли. Для меня это до сих пор является каким-то таким светлым «пятном», и я горжусь таким первым месторасположением своей компании».

Авторские права, которые не нужны на Западе

«Уже зарегистрировав свою компанию, я начал думать: чем же буду заниматься? Естественно, хотелось «скрестить» и деньги, и нечто высокое, красивое. Что могло быть таковым? Конечно, искусство! Нужно было его продавать. И я подумал: попробую заниматься экспортом/импортом авторских прав, буду посредником в продаже авторских прав белорусских писателей на Запад и наоборот. Подтолкнули меня к этому вопросы моих коллег, которые стали издавать разного рода литературу и в шутку меня спросили: «А ты мог бы нам помочь с авторскими правами на сценарий одного американского фильма?». Я сказал – да, конечно! Но потом выяснилось, что никто не ждет на Западе авторские права наших писателей. Покупаются за твердую валюту всего лишь четыре научных журнала, которые издаются нашей Академией наук. Это для меня было большим потрясением!».

«Черный лимон», или как зарождалась белорусская буржуазия

«Первый успешный проект компании «Финансовые новости» появился уже через год – в 1993 году. В 1995 году мы издали журнал «Леди Престиж». И у меня была такая эйфория, хотелось это все «закрепить». Тем более что во всех книгах по бизнесу советовали: если успех сопутствует, надо его закреплять, нужно все ресурсы бросать в эту «печь» бизнеса. И когда жена робко говорила мне «Давай, может, подкопим и купим квартиру?» (а мы в то время снимали жилье в Минске), я отвечал: «Ты что, сейчас страна переживает такой подъем, это просто неправильно – тратиться на такие мелкобуржуазные вещи, как автомобиль!». Надо сделать какой-то качественный рывок в настоящую медиа-индустрию. Тем более что это была одна сторона белорусского бизнеса.

А параллельно с ней мы стали видеть, что намечается другая сторона: начала появляться так называемая «светская жизнь» зарождающейся белорусской буржуазии. До сих пор почему-то вспоминаю: был такой знаменитый ресторан в Минске – по-моему, «Черный лимон». На входе стоял в ливрее афроамериканец… Это был центр белорусской буржуазии. И нам стало казаться, что если уж зарождается такой класс, и мы уже накопили достаточно информации, чтобы быть неким зеркалом их деятельности, то пришло время сделать что-то, образно говоря, для их жен. В общем, захотелось сделать такой качественный рывок – сделать белорусский «Вог»! И у нас это получилось. На обложке первого журнала был портрет английской королевы, полученный по дипломатической линии с разрешения королевы. На обложке второго номера был портрет королевы Бельгии, тоже полученный официально. Можете представить себе, как это льстило мне как издателю – в какой мир я вхожу!»

«Приходили люди в наколках и убеждали, что нужно выплатить кредит»

«Но не все всегда было так гладко. Пришел момент, когда оказалось, что мы потратили все деньги, и еще пришлось одалживать. Зарплату платить было нечем, рекламодатели не спешили рассчитываться за опубликованную рекламу, в новые номера не спешили давать авансы. А самое главное – нужно было платить проценты по кредитам в банк. Я с наивностью пришел в банк и рассказал, что, возможно, в следующем месяце у меня будут трудности, рассчитывая на их помощь, сочувствие, в общем-то, идеально представляя позицию банков по отношению к заемщикам. Банк встрепенулся, стали приходить ко мне каждый день какие-то странные люди в золотых цепях, с золотыми печатками и в наколках. Пили вежливо чай и убеждали, что нужно вернуть кредит. Они слушали мои доводы, но все равно продолжали повторять: нужно вернуть кредит.

И тогда я пошел по друзьям, все сочувствовали, все кивали, но никто в долг не давал. Как следствие, начали обостряться проблемы со здоровьем, я стал раз за разом попадать в реанимацию с сердечными приступами… Потихоньку начали уходить люди. Еще надо понимать, что семья моя также была «на волоске», потому что мы арендовали квартиру, платили за нее, ведь, как я уже говорил, вместо того, чтобы купить квартиру, все деньги я вложил в журнал.  И ситуация была критическая. Журнал пришлось закрыть. В конце концов, этот злосчастный кредит я вернул, даже на месяц раньше срока. И с тех пор мы стараемся к кредитам не прибегать».

Издавать не то, что нравится тебе, а то, что нужно людям

«Вообще, история с «Леди Престиж» была очень поучительной. Я даже считаю, что такая история должна быть в жизни каждого бизнесмена. Для меня это был пример того, как не надо издавать журнал. Я допустил все мыслимые и немыслимые ошибки. Но что я вынес из этого? Вот хотя бы один пример – это управленческое эго. Нужно издавать не то, что тебе нравится, а то, что нравится людям. Хотя есть и другая крайность – когда ты делаешь что-то с «холодным сердцем», не пропуская это через себя, блин, что называется, получается «непропеченным». Но если ты слишком увлекаешься, даешь волю своим эмоциям, получается то, что получилось у меня с «Леди Престиж». Это был крах, неудача, но неудача поучительная».

Оторваться от конкурентов, или «Волга» в подарок

«В 2000 году наступил момент, когда нужно было внедрять какое-то кардинальное новшество, так как к тому времени наши конкуренты начали перенимать у нас не только содержание журнала и концепцию, но и все инструменты продвижения и продажи журнала. Мы начали разыгрывать призы среди подписчиков. И это переняли наши конкуренты! И вот в один из подписных сезонов мы решили, что нужно как-то «оторваться». Мы пришли к выводу, что нужно делать ставку не на саму стоимость приза, а на то, что могло бы сделать паблисити. Чтобы это стало информационным поводом для разговоров, для какой-то информационной волны. В результате мозгового штурма мы остановились на автомобиле «Волга». Почему она? Мы предполагали, что у той целевой аудитории, которая является подписчиками нашего журнала, отрочество пришлось на время, когда символом респектабельности и успеха был именно советский автомобиль «Волга». И мы решили подарить новую «Волгу». В итоге мы организовали интерактив: собрались в клубе и в прямом эфире одного из радио разыграли этот автомобиль».

Пять правил Владимира Гревцова: как выжить и преуспеть в бизнесе?

«Во-первых, себя и свое место в бизнесе я задумывал «на длительную перспективу». Скажу пафосно: я замышлял свою компанию как живущую максимально долго, даже после меня. И действия мои были соответствующие, в том числе, и в части корпоративного управления и организационной структуры компании.

Второе – это вера в себя. Для меня, родившегося в деревне и без «блата» поступившего  в университет, но потом снова отправленного в деревню, это было особенно болезненно и мучительно. Верить в себя, когда, казалось бы, предел мечтаний, который мне сулили, – стать, как отец, директором сельской школы.

Третье – это вера в то, что есть кто-то свыше (Бог, ангел-хранитель), тот, кто тебя любит и помогает тебе. Естественно, если ты сам «не спишь в шапку».

Четвертое – установка на честный бизнес. Тогда, в начале 90-х, была всеобщая эйфория (или истерия?): надо спешить, что-то делать, «рвать свой кусок», идти по головам. Отсюда – жизнь по законам джунглей, когда «кинуть» не стыдно. Но честность, порядочность в бизнесе в долгосрочной перспективе оказывается более «выгодной» стратегией, чем шулерство и грязные деньги.

Пятое: труд, труд, труд и еще раз труд! Ну, и, конечно же, ум, интеллект. Он нужен в бизнесе. Человек с мышлением и интеллектом «троечника» в бизнесе не выживет. Ведь бизнес  – это сложное уравнение с множеством переменных. Или пьеса с множеством героев и сюжетных линий…».

Фото: Константин Горецкий



Теги: Владимир Гревцов, агентство Гревцова
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю