Ирина Горбач | 06 апреля 2015

Ведущий «Вiдзьмо-невiдзьмо» Сергей Филимонов: «Исполнителям, имеющим хоть какой-то успех в мире шоу-бизнеса, на Евровидении появляться просто не уместно»

Заядлый меломан и музыкальный критик Сергей Филимонов рассказал о том, кто диктует правила на рынке музыкального шоу-бизнеса и кем создан Майкл Джексон и Led Zeppelin, о возвращении моды на винил и о том, почему «Евровидение» не имеет ничего общего с шоу-бизнесом.

1970 год. В Лондоне приземляется Боинг 747, совершивший первый регулярный полет. Воображение поколения с киноэкранов возбуждают «Забриски Пойнт» под музыку «Пинк Флойд». Музыкальным событием становится самый кассовый в мире альбом дуэта Саймон и Гарфункель «Мост над бурлящей водой», группа Free на острове Ўайт собирает рекордные 600 тыс. чел. на свой концерт. Там же в последний раз выступает Джими Хендрикс и спустя месяц умирает, а его песня Voodoo Chile впервые оказывается во главе английского хит-парада. Led Zeppelin становится группой глобального уровня со своим третьим альбомом. В этом же году только в Англии записывается более 50 тысяч групп и исполнителей разных направлений, среди которых Black Sabbath, Эрик Клэптон и Пол Маккартни.

Ежегодно в мире музыкального шоу-бизнеса рождается видимо-невидимо звезд, композиций, песен. Объять необъятное не под силу даже заядлому меломану, который за свою жизнь слушает не более 100 тыс. исполнителей.

Между тем, индустрия развлечений давно перестала быть похожей на конкурс самодеятельности, а музыка, кино, картины и прочие произведения искусства в нынешнем веке стали товаром, который покупается и продается наравне с телевизорами, мобильными и идеями.

Как появляются звезды? Кто диктует правила на рынке музыкального шоу-бизнеса? Почему имена одних звезд живут долго, а другие стираются из памяти поклонников сразу после их исчезновения с экранов?

Помочь разобраться в мире музыкальной индустрии мы попросили Сергея Филимонова, автора и ведущего культовой передачи «Вiдзьмо-невiдзьмо», заядлого меломана, который вот уже на протяжении 23 лет следит за развитием событий на международной музыкальной арене.

Сергей: – Беседовать со мной о бизнесе, пусть даже музыкальном, достаточно забавно, потому что отношения с ним у меня всегда были странные. С одной стороны, я абсолютно «небизнесовый» человек, а с другой – во времена хиппи, джинсов и дефицитов  успешно занимался фарцовкой.

Несколько раз мне подворачивался случай заняться серьезным бизнесом, например, открыть музыкальную или видео-студию. Но я никогда не шел на это, хотя и волей судьбы оказался самым непосредственным участником бизнес-индустрии, когда пришел на телевидение со своим проектом «Вiдзьмо-невiдзьмо». Да, в 90-е годы это был чисто коммерческий хозрасчетный проект, который жил за счет рекламы. Желающие спонсировать передачу выстраивались в очередь, из-за чего «Видимо-невидимо» в ту пору мне напоминало лавку товаров народного потребления – мы только и делали, что разыгрывали все: от мебели до трусов и чайников и вручали подарки зрителям. Все вопросы взаимоотношений с рекламодателями были в наших руках.

Так было до начала 2000-х годов, до тех пор, пока не было решено «упорядочить рекламный рынок». Размещение рекламы и ее распределение по эфиру перешло в руки администрации каналов, и мы перешли на фиксированную оплату.

А сейчас «Видимо-Невидимо» (после перехода на Белсат – ред.) – и вовсе стал антибизнесом, потому что проект является полностью некоммерческим.

– Но суть программы осталось той же, что и 15 лет назад: вы знакомите зрителей с новинками музыки и кино, издеваетесь над жизнью звёзд и совершаете виртуальные путешествия на музыкальные и кино-фестивали. Что сейчас происходит в мире музыкального шоу-бизнеса? О существовании каких трендов можно говорить?

– Мы только что вернулись из Берлина, где, зайдя в медиамаркет на Александр-плац увидели два большущих ряда виниловых пластинок. Таких, больших, как в 80-е годы. Еще несколько месяцев назад они ютились в уголке. Возвращение к моде на винилы я наблюдаю и в других странах. Так, в Англии в прошлом году тираж проданных виниловых пластинок достиг уровня 80-х гг. Все актуальные музыкальные релизы теперь часто выходят на винилах, пусть даже небольшим тиражом. Их стоимость, кстати говоря, немногим отличается от CD – в районе €17–25.

Возвращение моды на винил нельзя связывать лишь с ностальгическим настроением людей цивилизованного мира. Хотя многие действительно соскучились по «теплому ламповому звуку», который дает система проигрывания виниловых пластинок.

Я привез из Германии альбом Led Zeppelin «Physical Graffiti» (1975 г.), который переиздали в 2015 году, сделав полный ремастеринг. В результате сохранился как внешний вид (вы видите, что диск полностью имитирует обложку виниловой пластинки), так и освежилось звучание. Led Zeppelin не повезло, на CD их классика не звучала хорошо, исключением были только что японские издания, а здесь звук на удивление классный. Свеженький диск стоит €20. А вот за коллекционную виниловую пластинку этого альбома Led Zeppelin, изданную в Англии в 1975 году и сохранившуюся в отличном состоянии, нужно отдать примерно $300–400.

Легенде рок-музыки Led Zeppelin уже более 40 лет, а их популярности по-прежнему можно позавидовать. Достаточно вспомнить историю, связанную с концертом группы на лондонской площадке The O2 Arena в 2007. В первые 7 минут после того как стало известно о дате проведения концерта, организаторы получили около 15 миллионов заявок на покупку билетов от поклонников со всего света, в то время как арена рассчитана всего на 20 тыс. зрителей. Что же такое Led Zeppelin – уникальный талант, пленивший сердца миллионов или хитрый маркетинговый продукт?

Сергей: – Если посмотреть на процесс развития музыкального шоу-бизнеса в ретроспективе, окажется, что он происходит волнообразно – времена господства выстроенных продюсерских систем сменяются периодами «свободомыслия». Led Zeppelin был рожден в конце 1960-х, когда произошел слом очередной продюсерской системы, а на фоне слома всегда случается максимум творческого выплеска, разнообразия, рождение новых жанров и самобытных звезд.

Это был период вольницы, творческого разноцветья, когда любой начинающий исполнитель мог выпустить свой альбом небольшим тиражом и стать популярным в своей тусовке. Сегодня многие из этих пластинок стоят до $5 тыс., потому что именно среди артистов той эпохи оказалось много уникальных талантов. С другой стороны, даже в это время популярность приобреталась за деньги. И если бы Led Zeppelin не встретил продюсера Ахмета Эртегана, они, возможно, остались бы на задворках мира шоу-бизнеса. Но это не умаляет их таланта.

– «Искусственные» звезды стали появляться позже?

Да, в 80-е годы была сформирована очередная продюсерская система, наступила эпоха «новой волны», электроники и волосатого металла, когда доминировал маркетинг, с помощью которого публике навязывали вкус.

В это время ярких эстрадных персонажей создавали искусственно. Жертвой продюсерского инкубатора стал Майкл Джексон. Это бедное несчастное существо – ни черное-ни белое, ни мужчина-ни женщина, не то с носом, не то без носа – было грамотно распиарено, а толпа возвеличила его до уровня музыкальной иконы. В прессе распространялись рассказы о многомилионных записях треков и баснословной стоимости клипов… После того как энтузиастами было проведено расследование, оказалось, что реальные тиражи продаж Джексона в 90-е годы были почти в 5 раз меньше «официально зарегистрированных» цифр, значит, почти 80% денег, которые прошли через его имя – возможно, были отмыванием чьих-то нелегальных доходов (игровой бизнес в Лас-Вегасе, наркотики и т.п.).

Еще один яркий «символ» сцены 80-90-х – Мадонна. Я не отрицаю, что у нее есть свое вИдение и талант, и даже много поклонников… Самое достойное в творчестве так называемой «поп-королевы» – это альбом Erotica. Но в ее шоу-продукте также огромное место занимает маркетинг. В Мадонне, Майкле Джексоне и подобных персонажах привлекает образ, эпатаж, просто людям объяснили на нужном языке, что сейчас на сцену выйдет гений и ему надо поклоняться. Люди ведь стадные животные, и с помощью пиара им можно продать все, что угодно. Бестолковое – один раз или в течение короткого срока, талантливое – продолжительный период времени.

Сочетание искусства и бизнеса – нередко это имеет максимальный успех. Если же ты меломан, то следует научиться отличать «настоящее» от «поделок».

А что происходит в мире музыкального шоу-бизнеса сейчас – это период анархии или господства продюсерской системы?

– Середина 2000-ных ознаменовалась очередным сломом системы. Эпоха инкубаторов и «фабрик звезд» закончилась. Флагманом антипродюсерской революции стали Arctic Monkeys, и другие коллективы, которые начали уходить от системы заключения контрактов со звукозаписывающими лейблами и занялись самопродвижением. Во многом этому способствовала популярность интернета, ворвавшегося во все стороны жизни общества – исполнители получили возможность пиарить и продавать себя с помощью этого инструмента.

В это время в мире шоу-бизнеса действительно произошла революция. Крупным игрокам пришлось либо полностью изменить свой подход и методы работы или уйти. История, произошедшая с лейблом EMI – ярчайшее тому подтверждение.

Легендарная британская медиагруппа EMI появилась в 1931 г. и сотрудничала с такими известными исполнителями как The Beatles, Pink Floyd, Queen, Kylie Minogue, Deep Purple и др. Говорят о том, что на их студиях записалась половина британских исполнителей. С середины 2000-ных компания начала нести серьезные убытки по причине ошибок в маркетинге, низких продаж записей усиленно пиаримых, но не актуальных в молодёжной среде артистов, на фоне растущей популярности mp3-формата и скачивания музыки из online. От работы со студией отказались The Rolling Stones, Пол МкКартни и Radiohead. EMI были вынуждены продать свою знаменитую студию Abbey Road (именно здесь Битлы записали свой «Белый альбом»).

Сначала один из старейших в мире звукозаписывающих лейблов передали за долги банковскому холдингу Citgroup. А в конце 2011 года EMI поделили между собой Universal Music (звукозаписывающее отделение) и Sony (издательский бизнес).

Сергей: – Сегодня музыкальную моду опять диктует Англия, британское вторжение снова актуально.

Крупный бизнес понял, что все конвейеры типа «фабрики звезд» не работают или работают не так эффективно как хотелось бы. Крики «Ало, мы ищем таланты!» стихли, и продюсеры отправились на поиски ярких персонажей в клубы (как это было на рубеже 60–70-х гг.)

Современный музыкальный мир отличается многообразием жанров (от фолка до электроники). Чтобы заметить эту эклектичность, достаточно посмотреть результаты любых авторитетных музыкальных премий.

Кстати, очередной музыкальный конкурс Евровидение совсем скоро. Как часто, на ваш взгляд, там появляются настоящие звезды? И что есть Евровидение – классический вариант фабрики звезд?

– Евровидение к шоу-бизнесу не имеет никакого отношения! Это конкурс самодеятельности, который финансируется бюджетами ряда европейских стран. В нем никогда не участвовали и не будут участвовать серьезные бизнес-проекты. Исполнителям, имеющим хоть какой-то успех в мире шоу-бизнеса, на Евровидении появляться просто не уместно.

Успешные исполнители стремятся попасть не на Евровидение, а на летние фестивали (Sziget в Будапеште, Rock am Ring в Германии, Roskilde в Дании и т.п.), которые действительно борются между собой за возможность получить артистов, которые интересуют меломанскую публику. Но фестивальный олимп – это, конечно же, британский Гластонбери. Участие в этом фестивале для начинающего артиста означает, что он с вероятностью 90% выйдет на мировой уровень, потому что такие события – это реальная фабрика звезд.

Я мечтаю попасть на Гластонбери в качестве аккредитованного хоть «кого-нибудь», но там эксклюзивно работает только BBC.

– Вы говорите о том, что на Евровидении не появляются сколь-нибудь значимые звезды. А как же Хулио Иглесиас, Джанни Моранди, Джонни Логан, в конце концов АВВА! Все они в свое время появлялись на площадке Евровидения, а некоторые и не единожды…

Не преувеличивайте. Исключения только подтверждают правило. Единственное, что получило серьезный толчок к глобальной славе именно там – это Абба. А почему бы и нет? В первый период своей творческой карьеры они исполняли очень милый поп-рок. Логан и Моранди – не являются даже евро-знаменитостями 2-го эшелона. Иглесиас, кажется, был известен и до того. Больше всего он актуален в испаноязычном мире. Селин Дион этот конкурс не помог прославиться, даже не глядя на то, что она заняла там второе место. Ну, и так далее… Можно эту тему мусолить бесконечно. Например, в Англии, стране-учредительнице, долго муссируется тема прекращения финансирования этого мероприятия, само шоу имеет крайне негативный отклик музыкальной критики, а участие в нём считают почти дурновкусием. Никакая 19-летняя Элла Хендерсон, чей дебютник уже неплохо продается, в жизни не станет там появляться. Незачем.

– Жизнь музыкального шоу-бизнеса в мировом масштабе кипит… А почему в Беларуси до сих пор не делают звезд?

В Беларуси нет шоу-бизнеса (хотя даже о российском шоу-бизнесе можно говорить лишь в кавычках). Думаю, что причина здесь в общем отставании в развитии нашей страны. У нас до сих пор не сформирован класс мелких и средних предпринимателей, в стране высокий уровень бедности населения, в связи с чем отсутствует запрос от потребителя.

В Беларуси организация концертов – часто не является даже бизнесом, скорее «распилом» выделенных бюджетных денег, а вместо маркетинга – далеко не лучшего качества пропаганда. Которая даже в сравнении с уровнем пропаганды советского времени хромает на обе ноги.

Белорусские артисты, которые могли бы заработать сами, безусловно, есть! Таких даже много.  Например, Войтюшкевич – гениальный автор-исполнитель, который даже политических песен не поет, но ему не дают возможности выступать. Системы раскрутки реально талантливых ребят нет. Медиа в этом смысле страдают от вкусовщины или от отсутствия понимания этой темы вообще. Я глубоко уважаю таланты "Троицы", группы "Криви", многих… И особенно Лявона Вольскага, который, кстати, очень точно обозначил состояние белорусского официозного шоу-бизнеса: «Мэлёдыі і рытмы беларускай эстрады. Няшчырыя сьлёзы, нясьмешныя жарты»…

Фото Сергея Филимонова: Константин Горецкий




Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю