Андрей Елисеев | 12 февраля 2016

Неделя №6. Евросоюз решает судьбу санкций по Беларуси: геополитические игры в тренде

Сейчас санкционный список Евросоюза в отношении Беларуси по длине уступает лишь "сирийскому". На днях страны Евросоюза обсудят, что делать с санкциями дальше. Какая расстановка сил в ЕС, и за что премируют Минск?

Одним сомнительным лидерством меньше?

У Беларуси один из длиннейших санкционных списков Евросоюза. Сейчас санкции ЕС касаются 170 граждан Беларуси и трёх предприятий – «Белтехэкспорт», «Белтех Холдинг» и «Спецприборсервис». В январе 2016 года Европейский Союз договорился с Тегераном по ядерной программе и в итоге отменил санкции в отношении сотен граждан и десятков иранских компаний. С тех пор лишь в санкционном списке ЕС по Сирии содержится большее число физических лиц, чем по Беларуси. Для сравнения, в "российском" списке, включающем гражданам России, крымчан и донбасских сепаратистов, находится 149 лиц и 37 предприятий.

В конце октября 2015 года санкции по Беларуси в отношении всех, кроме четырёх человек, заморозили на четыре месяца, приняв во внимание освобождение политических заключённых. В понедельник 15 февраля министры иностранных дел стран ЕС решат, что делать с санкциями дальше. Как писал ранее Bel.biz, белорусская дипломатия активно работала на идею отмены санкций с Венгрией, соседними с нами Польшей и балтийскими странами, а также политическими тяжеловесами вроде Германии и Франции.

Читайте такжеВнешнеполитические итоги 2015 года: заморозка санкций ЕС, визовый провал, мирная площадка и загадка военной базы

В итоге, Австрия и другие Центрально-европейские страны (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия) выступают за то, чтобы вовсе отменить санкции, оставив ограничения только для четырёх человек, которых ЕС подозревает в политических исчезновениях 1999-2000 годов. Некоторые страны ЕС (Великобритания, Нидерланды, Швеция) настроены более критически. Они предпочитают оставить санкции и одновременно заморозить их на очередные четыре месяца, обусловив полное снятие реформами избирательного законодательства и более демократическими парламентскими выборами в 2016 году.

Германия и Франция занимают гибкий подход и открыто не лоббируют ни отмену, ни продолжение санкций. Многие страны ЕС по белорусскому вопросу выраженного мнения не имеют и занимают скорее нейтральную позицию.

Позиции стран ЕС по санкционному вопросу. Зелёным обозначены страны, поддерживающие отмену санкций, розовым – занимающие более критический подход, голубым – с гибкой позицией, оранжевым – малоактивные в белорусском вопросе. Автор: Андрей Елисеев, Bel.biz.

Компромиссным решением Совета ЕС может стать частичное сокращение санкционного списка и одновременная заморозка санкций на очередные четыре месяца. Белорусская сторона при этом продвигает принцип "утром деньги, вечером стулья", ожидая сначала отмены санкций и обещая уже затем показать прогресс по выборам.

В пятницу 12 февраля Александр Лукашенко вызвал к себе главу ЦИК Лидию Ермошину, чтобы заявить про создание межведомственной группы по изучению рекомендаций ОБСЕ. Вообще, суть претенций ОБСЕ давным-давно прекрасно известна белорусским государственным органам, и это формальное решение накануне встречи европейских министров – яркий показатель, насколько срочно белорусскому руководству понадобилось улучшение отношений с Евросоюзом.

Минск в ожидании геополитической премии

Сторонники отмены санкций в отношении Беларуси публично используют два основных довода.

Первый – отмена санкций в качестве благодарности за миротворческие услуги Беларуси по разрешению военного противостояния на Донбасе. Такую точку зрения на прошедшей 11 февраля в Минске международной конференции, приуроченной к годовщине Минских мирных соглашений, представил Вольфганг Зендер, программный директор по Беларуси немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра.

Второй довод – якобы произошедшее улучшение ситуации с правами человека в стране. Этот аргумент использовал высокопоставленный австрийский дипломат Михаэль Линхарт на недавней церемонии открытия австрийского посольства в Минске. Такое видение противоречит оценке специалистов в сфере прав человека, в том числе Спецдокладчика ООН по Беларуси Миклоша Харасти. Политзаключённых в прошлом августе освободили, но подвижек в сфере свободы собраний и ассоциаций и другим вопросам в сфере прав человека не произошло.

Третий довод, о котором западные сторонники отмены санкций стесняются говорить публично, – сугубо геополитические соображения на фоне растущей военно-политической угрозы со стороны России. Белорусские дипломаты умело используют российскую карту на встречах с европейскими коллегами. И непонятная история с российской авиационной базой, и отсутствие в последнее время новых российских кредитов расцениваются как давление российской стороны.

Белорусская дипломатия объясняет европейским коллегам, что помочь Минску не попасть в вассальную зависимость от Кремля в военно-политической и экономической сферах может никто иной, как Евросоюз, а санкции в свете новой геополитической ситуации – досадная помеха для новой эры отношений между ЕС и Беларусью.

Увязка с выборами сохранится

Вне зависимости от того, в какой конфигурации останется действующая и замороженная часть санкционного списка, Совет ЕС сделает увязку дальнейших отношений с прогрессом по выборам. Евросоюз будет ожидать исполнения рекомендаций, выраженных в докладе ОБСЕ по результатам президентских выборов. «Мы готовы к тому, чтобы пройти свой отрезок пути», – уже пообещал министр иностранных дел Владимир Макей.

Готовность белорусских властей видеть в парламенте нескольких представителей оппозиционных партий и движений, интерес в согласовании Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС и в привлечении кредитов Европейского инвестиционного банка будут расти тем быстрее, чем более будет затягиваться получение финансовой помощи от России.



Теги: Евросоюз, Власть, Санкции, Внешняя политика, Аналитика
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю