USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
Александр Литвин | 11 марта 2016

Неделя № 10: MSQRD доказал, что Кремниевая долина – место равных возможностей для всех

«This is so fucking awesome!» – одна из относительно сдержанных реакций на яркий взлёт MSQRD. Приложение, которое вышло пилотной версией в AppStore в конце 2015 года, покупает Facebook! Так шутка стала явью, и «Цукерберг позвонил» ребятам из Беларуси – Евгению Затепякину, Сергею Гончару и Евгению Невгеню. Зачем соцсети маски, и как создать стартап, который купят за миллионы?

Зачем Facebook’у MSQRD?

Дополненная и виртуальная реальность – это тренд. Первый серьёзный игрок на этом рынке – украинский проект Looksery – появился в мае 2014 года. В июле стартап собрал $46,152 тыс на Kickstarter, а уже спустя 4 месяца появился работающий прототип. В марте 2015 года Looksery приобрёл Snapchat.

Немногим ранее сам Snapchat приглянулся Facebook’у, и тот намеревался купить чат за $3 млрд. Гигант усмотрел в безобидном чате с самоуничтожающимися сообщениями потенциально опасного конкурента: концепция Snapchat легко привлекла молодую аудиторию – 15-24 года, которой так не хватает в Facebook. Случилось невероятное: Snapchat отказал Facebook’у и остался полностью самостоятельной компанией.

Технологией фейстрекинга Facebook Inc. интересуется уже не первый год. В 2012, после 4 попыток, сеть наконец приобрела (по слухам, за $80-100 млн) израильский стартап Face.com – сервис для распознавания лиц. Во многом технология распознавания людей на загружаемых в FB фотографиях – заслуга Face.com.

Увы, фейстрекинг никак не оживляет общение, не добавляет интерактив в фото- и видеочаты, что успешно делают технологии Looksery. Snapchat пользуется более 100 млн человек, в чём есть заслуга и интерактивных масок.

"Рентген" - один из визуальных эффектов в Looksery 

Но Facebook не собирается уступать в войне мессенджеров за аудиторию. В конце 2014 года соцсеть запустила приложение Poke, которое, по сути, было клоном Snapchat. Попытка была неудачной, однако Facebook не оставил попыток закрепиться в сфере интерактивного общения. И если для присутствия на рынке фото-общения сети хватает Instagram, то видео-формат и эмотивная составляющая хромают. А на пятки наступают Periscope и Snapchat.

Недавно Facebook запустил собственную платформу для трансляции видео в реальном времени – Facebook Live. По словам Евгения Невгеня, маски-видеофильтры дополнят этот сервис. А технология Masquerade будет встроена в сервис видеотрансляций Facebook Live, веб-версию Facebook и другие сервисы соцсети.

Таким образом, MSQRD – стратегическое приобретение. С одной стороны он позволит Facebook чувствовать себя увереннее в противостоянии мессенджеров. С другой – позволит шагнуть вперёд в направлении видео- (рекламы, общения, искусственного интеллекта), благодаря уникальной технологии и не менее уникальной команде.

«Сейчас каждый мессенджер будет пилить видеосообщения. И думать о том, как добавлять в них смайлы и эмоциональность, чем отличиться от звонков в скайпе. В этом помогут такие вещи, как MSQRD» – говорит Макс Каменков, co-founder SplitMetrics.

Макс Каменков с фильтром-маской от MSQRD

Есть мнение, что команда поторопилась и, возможно, продешевила. Да, коммерциализация проекта была действительно быстрой: зарегистрировав компанию в США 19 января, разработчики продали её уже 9 марта. Нельзя сказать, что этот срок глобально отличается от скорости заключения сделки с Looksery. Тогда на «бумажную» работу ушло около 4 месяцев. Говорить о том, что разработчики поторопились, не стоит, полагает Макс: «Есть вероятность, что появится аналогичная сильная технология. Я думаю, ребята это понимали, и поэтому сделка с FB дала им неограниченные ресурсы».

Сколько стоит MSQRD

Сумма знаковой сделки не раскрывается, но есть несколько ориентиров, которые косвенно указывают на количество нулей после запятой.

По неофициальным данным, Looksery приобрёл Snapchat за $150 млн. Рассуждая об этих цифрах, сооснователь MSQRD Сергей Гончар оценивает свою технологию, как выигрышную:

«Как только мы увидели сообщение о сделке Looksery, то поняли, что наша технология намного лучше по всем критериям: производительности, нахождению 3D-пространства лица и распознаванию точек. Кроме того, она универсальная, кроссплатформенная, работающая даже на слабых девайсах. Поэтому решили выходить в свет».

Какие ориентиры для оценки стартапов используют компании при покупке? Чаще всего это:

а) прогнозирование потенциальных доходов с учётом того, сколько компания уже зарабатывает;

б) определение стоимости на основе клиентской базы - её размеров и свойств, целевых для покупателя.

Очевидно, что ни один из этих вариантов не подходит: MSQRD пока ничего не заработал (по крайней мере, официальных сведений на этот счёт нет), а 16-ти миллионная клиентская база MSQRD'a не сделает погоды 1,6 миллиардному Facebook'у.

А значит, это стратегическое приобретение. Можно очертить его нижний порог на основе предыдущих сделок с похожими проектами. И, скорее всего, он равен $100 млн. Высота верхней планки (и реальная сумма покупки) определяется лишь стратегическими интересами Facebook. А они, очевидно, есть, ведь изначально MSQRD вёл переговоры с другим покупателем.

Silicon Valley – место равных возможностей

Сделку практически полностью провело русскоязычное комьюнити – от советов ментора до оформления документов. Это говорит о том, что русскоязычная венчурная экосистема крепко встала на ноги в Кремниевой долине, имеет достаточное влияние и компетенции для закрытия сделок такого уровня.

Ментором и одним из инвесторов проекта выступил Юрий Гурский, вице-президент Mail.Ru Group, IT-предприниматель. Юридическое сопровождение оказывала компания Transpacific Law Group, а инвестиционным банкингом и регулированием условий сделки занимался инвестфонд Gagarin Capital. Примечательно, что день сделки – 9 марта – пришёлся на день рождения космонавта Юрия Гагарина. Тройной взлёт! 

При этом совсем необязательно родиться и жить в США, Сингапуре или других «инновационных центрах» мира. Пример MSQRD в очередной раз доказывает: если вы в Кремниевой долине, и у вас есть хороший продукт, смекалка, стремление, здоровое упорство и амбиции, то у вас всё получится.

На самом деле американцев среди предпринимателей долины меньшинство. В основном это люди из Израиля, России, Китая, Индии – никакой идейной или расовой дискриминации нет. Главное – предложить рынку хороший продукт, и делать всё чисто с юридической точки зрения – исправлять ошибки трудно. Лучше не пытаться схитрить и записать что-то на жену: в Штатах это не проходит.

Основатели MSQRD признались, что продажа проекта Facebook не планировалась изначально. Более того, прямых выходов на руководство социальной сети у них не было: «Мы поехали общаться вообще с другой компанией. Они вышли на нас через ProductHunt. С FB мы познакомились через "5 рукопожатий"».

Вы всё ещё думаете, что международный рынок закрыт?

 

«Найдите правильных людей с правильным видением и связями, немного везения и… Тамагочи v2 можно продать!»

Хотим разочаровать романтиков, которые думают, что стартап был сделан за 2 суток. Все основатели проекта имеют большой опыт разработки приложений.

Так, Евгений Затепякин – один из лучших специалистов в мире по компьютерному зрению, с десятилетним опытом работы. Сергей Гончар занимается разработкой приложений. А у Евгения Невгеня уже есть опыт запуска успешных стартапов: он – один из основателей сервиса для A/B-тестирования SplitMetrics.

Кроме того, Евгений Невгень и Максим Каменков с проектом SplitMetrics победили в конкурсе стартапов на Venture Day Minsk в 2015 году. Заслуженная пальма первенства досталась им и на BEL.BIZ Battle – ежегодном конкурсе, проходящем в рамках Всемирной недели предпринимательства.

До этого проекта Евгений работал в команде успешного стартапа PandaDoc, учредитель которого, Микита Микадо, отлично умеет развивать и вдохновлять людей. Придя в PandaDoc дизайнером, Женя ушёл из него настоящим предпринимателем. Истории SplitMetrics и MSQRD – лучшая иллюстрация этого.

Предприниматель – это не тот, за плечами у которого 5 высших образований. Всё, что нужно – действовать.

«У меня нет высшего образования, – обескураживает Сергей Гончар, сооснователь MSQRD. – Я закончил только гимназию в Гродно. Если человек действительно хочет в чем-то разобраться, он сделает это в интернете».

То, что идея и желание двигаться вперёд, – определяющий фактор, подтверждает и Юрий Гурский: «Идея была раньше team’a. Очень упрощённо можно сказать, что команду собрали под идею, ориентируясь на потребности проекта. Что нужно для того, чтобы так круто «выстрелить»? Сделать лучший продукт в мире для миллионов людей!».

Юрий приводит поучительную и трогательную историю. Невероятно, но факт!

Сверял тут интервью большое и в нем есть кусок, которому наверное сейчас самое время быть опубликованным в связи с после...

Опубликовано Юрием Гурским 10 марта 2016 г.

В том, что правильные люди собрались в правильном месте, уверен Макс Каменков: «Союз Затепякина, Невгеня и Гурского появился как нельзя кстати. Один знает технологию, второй чувствует тренды, третий умеет делать экзиты. Найдите правильных людей с правильным видением и связями, немного везения… и Тамагочи v2 можно продать!».

Союз успешных разработчиков образовался в конце ноября, в бизнес-клубе «Имагуру» в Минске. Тогда, на хакатоне Garage48, перспективный проект MSQRD занял 1 место. Это было начало!

 

Успешные стартапы появляются и растут там, где для этого создана подходящая среда. Без соответствующей экосистемы невозможно продвинуться дальше смелой идеи. На старте как никогда нужны менторы – которые подскажут, что и как улучшить, куда двигаться, а чего не делать; талантливые разработчики – которые поверят в проект, и сделают его лучше, чем фрилансер на аутсорсе; инвесторы – которые помогут с «топливом», чтобы ракета начала взлетать.

*** 

Мы верим, что история успеха MSQRD – далеко не последняя, а стартапы Беларуси ещё не раз удивят и заинтересуют Цукерберга. И он обязательно позвонит!



Теги: MSQRD, Imaguru, Имагуру, стартапы, startup, Facebook
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю