USDКурс снизился 1.8774
EURКурс снизился 1.9875
Андрей Елисеев | 11 июня 2016

Неделя №23. На старт, внимание, марш: сезон парламентских выборов открыт

На неделе утвердили даты грядущих парламентских выборов в Беларуси и график избирательной кампании, уже приглашены международные наблюдатели. Глава Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина успела похвалить коммунистов и ввести общественность в заблуждение по поводу роли украинского парламента.

Выборы 110 человек в нижнюю палату парламента пройдут 11 сентября, то есть кампания придётся на "дачный" период. Параллельно в верхнюю палату сенаторов будут выбирать с июня по сентябрь. В программе государственного радио несменная глава ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что якобы пока единственная партия, которая «заявляет о своём активном участии», – это провластная Коммунистическая партия Беларуси.

Парламент на задворках политической системы

В нынешней политической системе Беларуси парламент играет настолько декоративную роль, что оппозиция то ли в шутку, то ли всерьёз предлагала властям и вовсе отменить парламентские выборы, чтобы не тратить впустую бюджетные средства. В 2012 году, накануне предыдущих парламентских выборов, Объединённая гражданская партия обращалась с таким заявлением в государственные учреждения.

И правда, статистика красноречиво указывает на то, что белорусские парламентарии чрезвычайно безынициативны и без лишних вопросов – если не единогласно, то абсолютным большинством, – принимают все нормативные акты, предлагаемые правительством и президентом.

Белорусский парламент демонстрирует чудеса безынициативности и соглашательства

Например, специальное исследование показало, что в 2013 году парламент не инициировал ни одного (!) законопроекта. И 2013-ый год не является чем-то необычным в этом отношении. Так, в  2004 – 2009 годах депутаты парламента инициировали от 0 до 3,5% законопроектов.

При этом в течение 27 дней, когда в 2013 году имели место рабочие заседания нижней палаты парламента, депутаты в первом и втором чтении рассмотрели почти 190 проектов законов. То есть, около 7 законопроектов за один рабочий день! К сожалению, это не следствие чрезвычайной эффективности и работоспособности парламентариев, а показатель сугубо формального рассмотрения всех предложений исполнительной власти.

Читайте также: Неделя № 16. Послание Лукашенко: гигантская пропасть между содержанием и запросами населения

Ермошина недооценивает украинский политический процесс

Сама глава ЦИК Лидия Ермошина не видит ничего странного в том, что депутаты белорусского парламента единогласно или почти единогласно поддерживают все до одного предложения президента и правительства.  В недавнем интервью она заявила: «Толку, что в Киеве дебатируют сутками, но все равно принимают так, как нужно действующей исполнительной власти».

Фото oko.by

Лидия Ермошина недооценила работу украинских парламентариев

Это смахивает на сознательную или бессознательную дезинформацию белорусской общественности об особенностях политического процесса в соседней стране. На самом деле, Верховная Рада Украины не всегда поддерживает законопроекты Порошенко. Например, прошлой осенью парламент отклонил проект президента о судебном сборе, а в мае депутаты отправили на доработку законопроекты Порошенко об автоматизированном аресте средств и приказном производстве.

Даже одобренные недавно украинским парламентом изменения в Конституцию в части судоустройства и статуса судей, которые предложил Порошенко, прошли очень нелегко для президентской администрации. Львиную часть своего времени на протяжении последних недель Порошенко тратил на переговоры с фракциями и отдельными депутатами.

Читайте также интервью с депутатом Верховной Рады: Мустафа Найем: Преступление Путина изменило повестку Майдана

Ещё один показатель работы украинского парламента, о котором предпочтёт умалчивать глава белорусского ЦИК: только за одну текущую неделю, с 4 по 11 июня, в Верховную Раду поступило 44 законопроекта. Лишь один из них был инициирован президентом, остальные – от отдельных депутатов или их групп.

Международные наблюдатели: почти в половине случаев подсчёт голосов секретный

Международные наблюдатели в лице Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ по результатам своих миссий в Беларусь и другие страны готовят отчёты, в которых анализируют, насколько выборы соответствовали международным стандартам. Отдельный раздел отчётов посвящён конкретным рекомендациям, как исправить избирательный процесс к лучшему.

Как следует из отчёта БДИПЧ ОБСЕ по результатам парламентских выборов 2012 года, в 37% случаев процесс подсчёта голосов был плохой или очень плохой. Это значит, что почти на половине участков международные избиратели вообще не имели возможности видеть, что и как считают члены комиссий.

Международные наблюдатели от ОБСЕ в своих докладах чётко указывают на недостатки выборов в Беларуси

И дело даже не в очевидном нарушении международных норм, под которыми подписалась Беларусь. Наблюдатели зафиксировали серьёзные нарушения и белорусского законодательства. Из отчёта следует, что на 21% участков не было установлено и озвучено общее число избирателей в списках избирателей, в 23% случаев не озвучивали общее число избирателей, получивших бюллетени, хотя всё это требует Избирательный кодекс.

В итоге, проблемы со сверкой результатов наблюдались на 76% (!) избирательных участков во время заполнения протоколов. Дошло даже до того, что на части участков итоговые цифры не были точно записаны в протоколах, а иногда официальные протоколы были предварительно (!) подписаны членами избирательных комиссий. В докладе по парламентским выборам 2008 года вообще говорится, что «в 8 случаях наблюдатели стали свидетелями умышленной фальсификации, в том числе вброса дополнительных бюллетеней и фальсификации протоколов».

Собственно, в связи с этими и другими значительными нарушениями международных избирательных норм, основываясь на отчётах БДИПЧ ОБСЕ, Евросоюз ещё в 2004 году включил Ермошину в санкционный список и запретил въезд на свою территорию. Санкции в отношении Ермошиной были отменены в феврале 2016 года.

Белорусский ЦИК принял два мини-новшества

Тогда же, в феврале, пойдя на встречу пожеланиям Евросоюза, Лукашенко поручил создать экспертную группу по изучению рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Разумеется, белорусские власти прекрасно знают о проблемных местах в ходе выборов, и комиссия создавалась для отвода глаз. В любом случае, комиссия усердно работала, раздумывая, как улучшить избирательный процесс.

Читайте также: Неделя №6. Евросоюз решает судьбу санкций по Беларуси: геополитические игры в тренде

В итоге, на неделе стало известно, что ЦИК готов принять целых два новшества. Во-первых, теперь при образовании избирательной комиссии выдвиженцам не смогут отказать без объяснения причин, будет проводиться обсуждение деловых качеств претендентов и голосование. То есть, теперь чтобы отказать члену оппозиционной партии, представительному органу нужно будет формально проголосовать за это.

Во-вторых, международные наблюдатели, представители политических партий и общественных организаций смогут присутствовать на заседаниях органов, на которых образуются избирательные комиссии.

Фото "Наша ніва", nn.by

Это настолько мелкие изменения, что всерьёз говорить о больших улучшениях избирательного процесса не приходится. Не нужно создавать никаких «межведомственных экспертных групп», чтобы изучить отчёты местных и международных наблюдателей и устранить основные проблемы избирательного процесса в Беларуси.

Например, чёрным по белому прописать в Избирательном кодексе необходимость обеспечить всем наблюдателям полноценный доступ к важнейшим частям избирательного процесса, особенно что касается беспрепятственного передвижения по избирательному участку во время голосования, подсчёта голосов и сведения их в таблицы.

Власти пообещали рассмотреть остальные, в том числе важнейшие, рекомендации БДИПЧ ОБСЕ уже после парламентских выборов. Мол, большинство их них невозможно принять за короткое время, потому что для этого нужно менять избирательное законодательство.

То есть, принять скопом все 18 больших соглашений по Единому экономическому пространству всего за несколько часов 21 декабря 2010 года парламентарии могли. А на то, чтобы утвердить несколько пунктов в Избирательный кодекс на основе рекомендаций, о которых ОБСЕ в той или иной форме талдычит ещё с начала 2000-ых, понадобятся, наверно, ещё несколько лет.





Теги: Власть, Выборы, Аналитика
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю