Андрей Елисеев | 24 июня 2016

Неделя №25. Британский референдум о выходе из ЕС: прыжок в неизвестность

На референдуме 23 июня большинство избирателей (51,9% / 48,1%) проголосовали за выход Британии из Евросоюза. Какие последствия для ЕС и Британии несёт судьбоносное событие?

Клубок проблем: неопределённость в экономике и праве, парад референдумов

Синим обозначены территории, где большинство избирателей проголосовали за сохранение страны в ЕС«Последствий не знает никто. И если кто-то говорит, что имеет точное понимание последствий от выхода Великобритании из ЕС, то серьёзно заблуждается», – в своей недавней публичной лекции профессор Ливерпульского университета Майкл Дуган (Michael Dougan) очертил серьёзность грядущих перемен.

Даже лучшие специалисты, посвятившие свою научную карьеру изучению права и политики Великобритании и Евросоюза, не в состоянии однозначно спрогнозировать развитие событий.

Ясно одно – в ближайшие годы островное государство будет жить в условиях политической и правовой неопределённости. Проблемы, с которыми суждено столкнуться королевству в самое ближайшее время, очень разноплановые.

Всесторонний пересмотр правовой системы. Право Великобритании последние 40 лет развивалось бок о бок с правом Евросоюза, и развести их между собой – задача не из простых. Стране нужно будет оперативно решить, какие законодательные нормы ЕС, составляющие примерно 80 тысяч страниц, она хочет изменить, а какие оставить. Парламент в одиночку справиться с таким объёмом работы будет не в состоянии. Значит, ему придётся передать правительству большие полномочия в этой сфере.

Читайте также: 51,9%: Brexit в цифрах и фактах

Конституционный строй: что с Шотландией, Северной Ирландией и Гибралтаром?  Большинство жителей Шотландии (62%) выступили за сохранение Великобритании в составе ЕС. А два года назад шотландцы на референдуме (55% / 45%) проголосовали за то, чтобы остаться в составе Великобритании. Причём противники независимой Шотландии в качестве одного из аргументов убеждали население, что в случае выхода из состава Великобритании регион не сможет остаться в ЕС. Получилась целая чехарда, и теперь многие избиратели, проголосовавшие в 2014 году против независимости Шотландии ради сохранения членства в ЕС, переосмыслили своё решение.

«Перед Шотландией образовалась перспектива выхода из ЕС против её воли. Я считаю такую ситуацию демократически неприемлемой… Если шотландский парламент примет решение, что второй референдум о независимости – единственный способ защитить наше место в Европе, то должна быть возможность его проведения», – завила первый министр Шотлнадии Никола Старджен (Nicola Sturgeon), представитель Шотландской национальной партии, которая выступает за независимость региона.

Никола Старджен выступает между флагами Евросоюза и Шотландии, британского флага нет

После судьбоносного референдума о выходе Великобритании из Европейского союза на горизонте замаячили референдумы об отделении от Шотландии и Северной Ирландии от Великобритании.

Резкие заявления последовали и от представителей националистической партии Северной Ирландии «Шинн Фейн». Её глава Деклан Кирни (Declan Kearney) заявил, что «английские избиратели обесценили демократическую волю Северной Ирландии».

Цель «Шинн Фейн» – провести референдум о воссоединении с Ирландией. Маловероятно, что такой референдум вообще состоится и что на нём большинство проголосуют за такой сценарий, но исход британского референдума может дестабилизировать мирный процесс в регионе.

Невидимая сейчас граница между суверенной Ирландией и британской Северной Ирландией вскоре может стать единственной сухопутной границей между  Великобританией и крупнейшим торговым блоком в мире. Итак, после референдума о разводе Великобритании с ЕС на горизонте замаячили референдумы о разводе Шотландии и Северной Ирландии с Великобританией.

Наконец, обновились старые испано-британские споры о статусе Гибралтара. Большинство гибралтарских избирателей (84%) проголосовали против выхода из ЕС. Это и понятно: территория имеет большие экономические связи с континентом, тысячи испанцев работают в Гибралтаре, пользуясь свободой передвижения.

Действующий министр иностранных дел Испании уже заявил, что близок тот день, когда на Гибралтаре будет развиваться испанский флаг, и территория будет под совместным правлением Великобритании и Испании.

Формат отношений с Европейским союзом. В течение двух лет после того, как начнётся легальный процесс выхода Великобритании из ЕС, на островах будет действовать законодательство ЕС. За этот период должно быть заключено специальное соглашение о разводе. Процесс обещает быть непростым, но это только часть картины.

Кроме него, Великобритании нужно будет заключить отдельное соглашение с ЕС по формату дальнейшего сотрудничества. И этот процесс может занять не два года, и не пять, а все десять. Для сравнения, Швейцария заключила соглашение о свободной торговле с ЕС ещё в 1972 году, но до сих пор продолжает договариваться по более чем сотне вопросов. Так что всеобъемлющее соглашение, регулирующее все сферы сотрудничества, вряд ли удастся заключить и через десятилетие.

Новое всеобъемлющее соглашение, регулирующее все сферы сотрудничества, могут заключать и десять лет.

Основные вопросы связаны с миграцией и торговлей. Как будут регулироваться трудоустройство и система социального обеспечения 3 млн граждан ЕС, проживающих в Великобритании, и почти 2 млн британцев, которые живут, работают и учатся в странах ЕС?

Лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фараж (Nigel Farage) радуется результатам референдума. Источник: Toby Melville / Reuters

Как будет выглядеть торговое соглашение между Великобританией и Евросоюзом? Сейчас Великобритания является членом единого рынка ЕС, и более глубокого и широкого торгового соглашения на планете не существует.

Британия могла бы последовать примеру Норвегии, которая не входит в ЕС, но является членом единого рынка. Правда, в таком случае Британия будет вынуждена делать всё, что решит ЕС, не имея влияния на принятие решений. Но и такой сценарий Британии вряд ли удастся. Потому что его условие – свободное передвижение рабочей силы. А сторонники выхода из ЕС недовольны "засильем" работающих в Британии граждан Болгарии, Румынии, Польши и других стран ЕС.

Великобритании придётся перезаключить торговые соглашений с десятками стран мира, включая США, Китай и Индию

После выхода из ЕС британский бизнес и производители  будут вынуждены работать в менее благоприятной торговой и регуляторной среде. Но и это ещё не всё. Великобритании придётся перезаключить торговые соглашения с десятками стран мира, включая США, Китай и Индию, поскольку прежние были заключены в рамках ЕС. Эта неопределённость скажется на британской экономике ещё сильнее, чем уже наставшие финансовые неурядицы.

Торговые отношения Великобритании со многими странами мира окажутся под ударом. Фото: http://www.vexperienced.co.uk

Глава Всемирной торговой организации уже ясно сказал, что метод копирования текстов соглашений не пойдёт. О преференциальной торговле Британии придётся передоговариваться заново, и процесс этот долгий. И проблема даже не в том, что у Великобритании (да и у любой другой страны) просто нет дипломатических и экспертных ресурсов, позволяющих вести такую работу одновременно с десятками стран.

Многим странам нет смысла форсировать соглашения о свободной торговле с Великобританией

Дело в том, что Великобритания изначально была сторонником отрытой экономики, и сама по себе она могла предложить мало что нового другим странам в рамках соглашений о свободной торговле. Фактически, будучи членом Евросоюза, Великобритания торговала свободой доступа на рынок Испании или Италии, а взамен получала доступ на рынки третьих стран.

Если же Британия более не входит в единый рынок ЕС, то её переговорная сила резко уменьшается. Да и многим странам смысла форсировать соглашения о свободной торговле с Великобританией нет: сначала нужно будет посмотреть на формат британо-европейских торговых отношений.

Миф о засилье Брюсселя и научные исследования

Негативные последствия для Великобритании очевидны. Почему же британцы проголосовали за выход из ЕС? Деньги, которые Британия уплачивала в бюджет ЕС (около 11 млрд евро в год) останутся дома, это плюс. Но может и британские компании и другие заинтересованные стороны во многом страдали от членства в ЕС?

Основной вывод огромного исследования: Великобритания от членства в ЕС имеет больше выгод, чем издержек.

В 2012-2014 году правительство Великобритании сделало детальный аудит влияния Евросоюза на страну (Review of the balance of competences). Были проведены сотни встреч с участием представителей бизнеса, чиновников, государственных компаний и других заинтересованных сторон. Исследование, составившее более 2000 страниц, касалось всех основных сфер деятельности, включая налогообложение, единый рынок, миграцию, энергетику и другим, выяснялись взгляды различных сторон, их оценка выгодно и издержек. В итоге, были произведены 32 финальных доклада по разным сферам.

Основной вывод огромного исследования: Великобритания в целом имеет от членства в ЕС больше плюсов, чем минусов. Во всех основных секторах важнейшие британские заинтересованные стороны отмечают от членства в ЕС больше приобретений для себя, чем проблем.

Страшилка про засилье брюссельских бюрократов сработала. Фото здания Еврокомиссии в Брюсселе

Как же сторонникам выхода удалось переубедить большинство жителей? Сама кампания во многом базировалась на нерациональных и часто ошибочных аргументах. Сторонники выхода из Евросоюза больше играли на мифах и страхах обывателя, чем основывалась на научных фактах. Это ещё раз подтверждает то, что популизму подвержены общества и в странах с устоявшимися демократическими традициями.

Например, дискуссия часто вертелась вокруг понятия суверенитета: мол, ЕС – это они там, а мы, британцы, стали жертвами Брюсселя и потеряли свой суверенитет. Аргумент странный, учитывая, что  членство в любой международной организации предполагает компромисс: большее влияние на принятие решений при передаче части суверенитета и следовании определённым правилам.

Членство любой страны в Евросоюзе как одной наиболее влиятельных международных организаций, с одной стороны, увеличивает её влияние в Европе и на международной арене. С другой стороны, оно влечёт за собой и обязательства. Великобритания, наряду с Германией и Францией, традиционно была одной из ведущих стран-членов ЕС, имея большое влияние на повестку дня ЕС, формирование альянсов и достижение компромиссов по самым разным делам.

Решения Суда ЕС действительно имеют приоритет над национальным законодательством, но лишь потому, что британский парламент дал ему такое право, а не из-за диктата ужасного Брюсселя. Да и ЕС управляется всё же национальными правительствами в Совете ЕС и Европарламентом, а не «неподотчётными  бюрократами в Еврокомиссии», как любят представлять сторонники выхода из ЕС.

А что для самого ЕС, и когда Британия уже выйдет?

С сугубо правовой точки зрения, сам референдум не имеет обязательной силы. По большому счёту, британское правительство может просто проигнорировать его результаты. Правда, это маловероятно, учитывая обещания правительства и большое значение референдума в общественно-политическом британском дискурсе. С правовой точки зрения, двухлетний процесс выхода Великобритании из ЕС будет запущен только тогда, когда британское правительство формально проинформирует ЕС о таком намерении, согласно Статье 50 Договора о Евросоюзе.

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон перед референдумом обещал начать эту процедуру сразу же после голосования.  Вместо этого, после объявления результатов, он высказался о своей отставке и предложил инициировать расставание следующему премьеру уже только осенью. Большинство британских депутатов против выхода из ЕС, но сам парламент вряд ли будет напрямую голосовать насчёт Статьи 50.

Германия, другие страны Евросоюза и органы ЕС устроят Великобритании "холодный душ". Фото: www.roottv.ng

С одной стороны, выход Британии бьёт по имиджу ЕС. Евросоюз всегда считался привлекательным союзом стран. Многие государства желали вступить в ЕС, и никто из суверенных стран прежде из него не выходил. Да и вообще до вступления в силу Лиссабонского договора в 2009 году в законодательстве ЕС не была установлена процедура выхода. После британского референдума некоторые политические силы в Нидерландах, Франции и Италии начали агитировать за подобные плебисциты в своих странах.

С другой стороны, экономические и политические последствия для Великобритании от выхода из ЕС будут таковы, что большинству электората любой из оставшихся 27 стран ЕС уже скоро будет предельно ясна ошибочность такого решения. Евросоюз не будет сюсюкаться с Великобританией, позволяя ей, не будучи членом ЕС, ограничивать свободу передвижения рабочей силы и при этом оставаться членом единого рынка.

Странам и органам ЕС невыгодно разводить канитель с выходом королевства на долгие годы, продолжая период неопределённости, и идти ему на уступки. Процесс развода и согласования нового договора будет такой, что другим странам ЕС будет неповадно следовать примеру Британии.



Теги: Великобритания, Евросоюз, Аналитика
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю