USDКурс снизился 1.9739
EURКурс снизился 2.0967
Наталья Макей | 22 августа 2016

Неделя №33: Василек, Белавиа и ее самолеты в цифрах, фактах и СМИ

Мечтаете долететь – долетите. Васильки помогут. Белавиа и ее боинги с васильком на хвосте заставили общественность обсуждать этот вопрос несколько лет с определенной периодичностью. Что думают беларусы о ребрендинге самолетов компании?

Автор васильковой концепции Belavia – Илья Андреев, креативный директор международного рекламного агентства в Москве. Он охотно говорит о самолетах, рекламе и смыслах, а в соцсетях активно рассуждает о том, почему васильки.

В 2012-м году Андреев решил самостоятельно поработать над брэндом Белавиа. Над идеей, каким бы мог быть бренд главной авиакомпании Беларуси, думал два года. Была еще идея назвать самолеты по имени прославленных белорусов, как это делает Аэрофлот.

Белавиа – первая авиакомпания в мире, которую ребрендировала вся страна.

– Продвигать флагман гражданской авиации – это, в какой-то мере, все равно, что продвигать страну. Я бы назвал авиакомпанию Air Belarus (международно) и Авіялініі Беларусі/Авиалинии Беларуси (локально). Все истории с производными от названия страны (например, «Belarusian Airlines») у неподготовленной аудитории вызовет вопрос типа «А? Откуда самолет?». И, думаю, разные люди могут найти и найдут разные ответы на этот вопрос. А мы же хотим сделать так, чтобы во всем мире название звучало одинаково.


Идеи о том, какими могли быть самолеты Белавиа.


Картинка бело-синего самолета с васильком на хвосте никого не оставила равнодушным: одни критиковали, другие встретили ее тепло. Несколько дней страна обсуждала предложенную идею (в соцсетях и на форумах, на ТВ и радио), а сама Белавиа официально объявила о том, что к ребрендингу готова – займется им сам Боинг вместе с партнерами.

В июне 2014 года было подписано Соглашение о покупке трех самолетов Boeing 737-800 нового поколения. Боинг предложил дополнительно помочь в проведении ребрендинга Белавиа.

В октябре 2014-го Илья Андреев предложил взять титульными цветами белый (мир, облака, «зямля пад белымі крыламі») и синий (реки/озера, глаза, небо, «Беларусь сінявокая») и использовать символы, которые заслужили быть узнаваемыми: василек (мир, красота, белорусские поля/луга и небо).

Разработка нового дизайна заняла полтора года, и основными разработчиками стиля стали два американских брендинговых агентства, – Teague (дизайн интерьера) и Paul Wylde (дизайн ливреи).

При разработке макета акцент делался на новые принципы в подходе работы авиакомпании: пунктуальность, надежность, современность. Из пяти предложенных концепций была выбрана одна, где ключевым символом стал василек и концепция Ильи Андреева.

Это первый ребрендинг Белавиа, которая весной 2016 года отмечала 20-летие.

По кредитной линии Белорусского банка реконструкции и развития Белавиа приобрела три боинга – самые популярные модели американских авиастроителей. Приобретение окупится за 12 лет: самолеты – серьезное вложение. С появлением новых самолетов авиакомпания обещает продолжить практику снижения цен на билеты.

15 августа 2016 года в национальном аэропорту «Минск» совершил посадку новый Боинг-737-800, прибывший прямо с завода Боинг в Сиэттле и построенный по спецзаказу Белавиа. Сине-белый. С васильком на хвосте. Это был первый из трех заказанных в 2014 году самолетов. Два других прилетят в Минск в октябре и декабре 2016 года.

Видео о том, как встречали первый самолет с васильком на хвосте.

.

Но еще за полторы недели до официальной презентации в сети появились изображения новой ливреи самолета Белавиа. Первоисточником утечки стал авиаспоттер из США jenschuld, который снял боинг с васильками во время испытаний на аэродроме неподалеку от Сиэтла.

Сам Илья Андреев дает очень романтичный ответ на вопрос, почему именно васильки:

– Чтобы понять почему, лучше отправится в Беларусь и все увидеть самим. Садитесь в бело-синий васильковый самолет. Поднимайтесь в синее небо. Вокруг белые облака. Это все очень-очень красиво. Будете лететь к Минску – поглядите на землю под его белыми крыльями. Увидите внизу тысячи синих озер. Приземлитесь – отправляйтесь сразу прямо на берег одного из них! Вы будете ехать туда среди синих васильковых полей, а вокруг вас будут летать белокрылые аисты в синем небе. Никуда не спешите. Сядьте на тихом берегу и почитайте стихи Максима Богдановича: он пишет про васильки и землю под белыми крыльями. А затем поезжайте в Витебск: тут родился художник Шагал. Он тоже писал васильки.

 

Марк Шагал. Букет с летящими любовниками. 1934-1947. Холст, масло. Тейт Модерн Галерея, Лондон, Англия.

Есть даже такое стихотворение: «Васильки Шагала». И речь там про человека и небо.

Андрей Вознесенский «Васильки Шагала»

Лик ваш серебряный, как алебарда.

Жесты легки.

В вашей гостинице аляповатой

в банке спрессованы васильки.

Милый, вот что вы действительно любите!

С Витебска ими раним и любим.

Дикорастущие сорные тюбики

с дьявольски

выдавленным

голубым!

Но вернемся от лирики к реалиям. Бело-синяя васильковая концепция построена вокруг символа василька. Ее задача – создать ощущение безопасности, комфорта и легкости у пассажиров, при этом рассказывая о Беларуси миру.

Белавиа осуществляет регулярные рейсы в 47 аэропортов 28 стран Европы и Азии. У компании есть 17 самолетов Boing.

Илья Андреев вспоминает, что в шорт-лист вошли такие направления: Wings of Belarus, Pavetra.by и просто Belarus. "Но мне показалось, что в них не хватает глубины истории. Хотелось найти символ, который бы в себе объединил все". Насколько удалось васильку справиться с возложенной на него функцией, покажет время. Пока же мы можем ориентироваться на личные ощущения и многочисленные комментарии, которые появились в интернете за эту неделю.

Inga Lindarenka поделилась публикацией Ильи Андреева:

This is a very powerful story that is trending today in Belarus. About a year ago, one of my friends Ilya Andreyev shared a post in Facebook that suggested a new brand style for a national air company Belavia - Belarusian Airlines. Being a true aviation fan and talented creative director, he worked out a beautiful idea of using a cornflower as a symbol of Belarus. The idea was discussed and debated by many Belarusians, and the concept was finally accepted by Belavia. The first blue-white Boeing landed in Minsk today. I share this story, as it is out of stereotypical 'passive victims from Belarus' media format. It's actually proves that if not everything but a lot can be done it you play hard ;-). Bravo! ‪#‎newbelavia‪#‎belavia

Пост, с которого все началось, здесь.

Команда, которая работала над ребрендингом и помогала все показать аудитории:

Natasha Chetkova (василек);
Rygor Kharytanovich (за сайт);
Denis Serebryakov (шрифт);
Slava Tsimoshchanka, Anton Sarokin, Inga Lindarenka, Nicolai Andreyev, Andrey Levkovich (поддержка, критика и т.п.).

Публикация на CityDog.by.

История на Sostav.ru: реклама и маркетинг в России.

История для 34travel.

Сюжет про ребрендинг.

Разговор об истории на sputnik.by.

Фото: пресс-служба Belavia, potashnikov.com



Теги: Белавиа, боинг, boeing, самолет, Авіялініі Беларусі, Air Belarus, аэрофлот, авиакомпания, брэнд, Илья Андреев, Belavia, марк шагал, васильки шагала, ребрендинг, васильки, Teague, дизайн, Paul Wylde,
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю