USDКурс снизился 1.943
EURКурс вырос 2.2771
| 08 июня 2012

Слабое место в бункере Грасса

Гюнтер Грасс, самый известный из ныне живущих немецких писателей, в начале апреля опубликовал в газете Suddeutsche Zeitung стихотворение «То, что должно быть сказано». В нем писатель раскритиковал Израиль и политику еврейского государства в отношении Ирана: «Атомная держава Израиль ставит под угрозу и без того хрупкий мир». Грасс призвал организовать постоянный контроль не только над иранскими ядерными объектами, но и над израильскими.

Разумеется, Грассу досталось на орехи — много и сразу. И от лидеров мировой еврейской общины, и от политиков Евросоюза и Израиля — защищать писателя («слепца, игнорирующего особенности ситуации на Ближнем Востоке») осмелилась лишь Зеленая партия Германии, остальные либо молча дистанцировались от него, либо громко осудили. Грассу также напомнили, что он состоял на службе в танковой дивизии Ваффен-СС. Что интересно, писатель сам рассказал об этом в автобиографии «Луковица памяти», которая вышла в Германии в 2006 году и стала сенсацией. До этого было известно лишь, что Грасс служил в армии во время Второй мировой войны, но о службе в подразделениях СС литератор никогда не рассказывал. По заверениям Грасса, он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела, будучи солдатом. Видимо, его элитная танковая дивизия была исключительно «миротворческой» и в конце службы усталые и довольные танкисты разошлись по домам.

Новый скандал с Грассом, которого в Израиле сразу объявили персоной нон грата и который 17 апреля попал в больницу из-за болей в сердце и теперь не участвует в различных церемониях, можно воспринимать по-разному. Разделять точку зрения писателя или выступать против него, быть «над схваткой» или считать неправыми обе стороны. Между тем оценить нынешний поступок Грасса первыми должны не политики и журналисты, а литературные критики, ведь он написал стихотворение, а не статью.

Много прелюбопытного обнаруживается в «деле Грасса» с точки зрения литературы!

Так, выбрав литературную форму для своего резкого выпада против Израиля и озвучив его в газете тиражом 440 тысяч экземпляров (позднее текст перепечатали крупнейшие издания мира), Грасс словно в бункере укрылся. Сильные и непрекращающиеся бомбежки оппонентов ему стали не страшнее комариных укусов. Ведь на Западе воля человека искусства ничем не скована, никто не смеет мешать или указывать ему. Именно об этом, сдержанно комментируя стихотворение Грасса, напомнил Штеффен Зайберт, пресс-секретарь главы правительства Германии Ангелы Меркель. Таким образом, писатель может смело заходить на территорию политики, а вот политика вторгаться в литературные земли не имеет права. Совершенно немыслимые взаимоотношения в наших краях!

Бункер этот тем более надежен, что писательский авторитет Грасса непререкаем. Уже первый роман «Жестяной барабан» (1959) принес ему литературную славу не только на родине, но и во всем мире. Экранизация романа была столь же удачной: фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм. В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс удостоился Нобелевской премии в области литературы.

Теперь о самом важном и интересном: о форме, в которую Грасс облек свои мысли в стихотворении «То, что должно быть сказано». Послушайте отрывок из него:

Но теперь, когда из моей страны,

которую день изо дня настигают ее собственные преступления,

которые невозможно ни с чем сравнить,

и из-за которых ей все время приходится отвечать,

под натянутой на проворные губы

маской «искупления вины»,

но на деле исключительно из-за выгоды,

поставляется в Израиль очередная подводная лодка,

чья задача состоит в том, чтобы умело направить

всеуничтожащие боеголовки туда,

где даже существование одной-единственной

атомной бомбы не доказано,

я говорю то, что должно быть сказано.

На самом деле это не гражданская лирика (вспомните ее яркие образцы: «Во глубине сибирских руд // Храните гордое терпенье…» Александра Пушкина или «Старадаўняй Літоўскай Пагоні // Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць…» Максима Богдановича), а, скорее, памфлет, плохо замаскированный под так называемый белый стих (верлибр) — излюбленный формат европейских поэтов. При этом никакой «стиховой речи», малейших ее рудиментарных признаков в «произведении» Грасса нет, и образов — этого березового сока поэзии! — тоже. Вялыми и безжизненными выглядят немногочисленные метафоры типа «я сейчас говорю, состарившийся, последними чернилами».

Кроме того, в «То, что должно быть сказано» напрочь отсутствует сатира. Это позволяет поставить под сомнение принадлежность текста Грасса даже к корпусу таких художественно-публицистических произведений, как памфлеты. Автор сказал все, что хотел, недвусмысленно прямо, как в обычной журналистской статье. Однако ее содержательная часть, система аргументов и фактов, сам авторский голос неубедительны и слабы — весь этот колосс из слов держится на «глиняных ногах» выпада против Израиля.

Книги Грасса вошли в золотой фонд мировой литературы — спорить с этим не приходится. Но его выступление в роли «гражданина поэта» потерпело фиаско. Писатель слишком поспешил — душевная буря не дала ему оформить свои мысли и чувства так, как это надлежит делать нобелевскому лауреату по литературе. А ведь форма обязана гармонировать с содержанием, художественной идеей произведения, иначе это не литература, а фальш, подделка. И еще: несовершенство формы делает несостоятельным мессидж литератора, каким бы актуальным, высокоморальным, содержательным и т.п. он ни был — таковы непреложные истины литературы.

Итак, часть бункера Гюнтера Грасса сделана из картона — в это место может сбросить бомбу тот, кто хочет это сделать или кому это надобно по долгу службы. Я же считаю, что 84-летний Грасс как писатель оступился, и урок из его ошибки должен извлечь каждый писатель, который желает из литературного бункера обращаться к миру с критикой политической системы либо властей.

Как человек Грасс выплатил все долги перед родиной и историей, и вправе говорить вслух то, что должно быть сказано.





Теги: Гюнтер Грасс, литература, Максим Богданович, поэзия
Будь в курсе событий
Подпишитесь на наш пятничный дайджест, чтобы не пропустить интересные материалы за неделю