title image

«Нужно помочь людям поверить в себя и свою ответственность как гражданина». Соучредитель Exosphere о свободе, выборе и взаимодействии общества и власти

Свою жизнь соучредитель компании Exosphere Скиннер Лайне называет комбинацией политики, предпринимательства и образования. Он отмечает, что с похожими проблемами, происходящими сейчас в Беларуси, люди сталкиваются по всему миру. Это еще больше заставляет искать ответы на вопросы, как должна быть организована жизнь в мире. Некоторыми мыслями по вопросам устройства современной демократии он поделился на панельной дискуссии в рамках Всемирной недели предпринимательства.

Почему согласия народа недостаточно для законности правительства

Скиннер Лайне считает, что пандемия в этом году дала возможность человечеству многое переосмыслить. Для себя он решил радикально пересмотреть свой подход к предпринимательству, своей роли и участии в происходящем. Он старается понять, куда движется человечество и к чему мы придем, если выберем в качестве инструментов исключительно мирные методы.

Вопрос, какой путь выбрать — мирный или насильственный, Скиннер называет самым важным для правительства любой страны. Для начала он предлагает четко определиться в понятиях.

Всем известна фраза Джефферсона о том, что законность правительства начинается с согласия. Это требует очень детального изучения. Потому что, на мой взгляд, согласие может быть достигнуто и принудительно. Например, цензура — один из методов фальсификации согласия, — рассказывает Скиннер.

Подавление определенных источников информации является одной из форм мягкого насилия, подчеркивает он. Это невозможно назвать мирным методом воздействия.

Во многих частях мира мы можем наблюдать, как согласие достигается под прицелом автоматов. И люди вынуждены отступить и признать право сильного. Я их абсолютно хорошо понимаю. Когда тебе в лицо смотрит дуло пистолета, наверное, разумнее согласиться, — рассуждает Скиннер.

Поэтому, прежде чем приступать к обсуждению вопроса, что из себя представляет функциональная демократия, важно рассмотреть мирные способы достижения согласия и понять, как не позволить формам мягкого насилия проникать в этот механизм.

Какая бы система не была реализована, если согласие достигнуто не совсем добровольным методом, рано или поздно она рухнет из-за постоянного столкновения интересов, считает Скиннер.

Он призывает не думать о демократии или иных формах правления, как о некоем запрограммированном идеальном алгоритме. Все правительства представляют из себя своеобразный механизм адаптивного реагирования на плохих участников общества. Это способ, которым иммунная система не пропускает патогены для заражения всего тела. А стремительное развитие технологий не позволяет нам оставаться в платоническом состоянии совершенной демократии. Необходимо постоянно создавать адаптивные системы, реагирующие на меняющиеся стратегии злоумышленников.

Почему иногда люди не хотят быть свободными

Важным недостатком действующих систем управления предприниматель считает то, что проведение голосования по определению означает получение согласия. 

— Я думаю, на самом деле это и является основой проблемы. В противовес странам с развитой демократией, люди в таких странах, как Беларусь, говорят: «Это не мое правительство, оно не представляет мои интересы». Ответ вроде «‎У вас был шанс проголосовать иначе» для них не может быть адекватным, — говорит Скиннер.

Существует бесконечное множество способов выражения собственного мнения от еды и одежды до более сложных вариантов. Люди завалены разнообразием выбора.

Скиннер отмечает, что мы прекрасно научились создавать условия для получения любой еды по вкусу. Но когда дело касается чьих-то жизней или свобод, здесь никакого разнообразия нет, максимум бинарный вариант. Все понимают, что он далеко не всегда предоставляет реальный выбор.

В таком случае мы вполне логично оказываемся в положении, когда нам говорят: «Может, это и не такой большой выбор, но посмотрите на автократов. Там его вообще нет». Автократия преподносится как своего рода резервная копия. Если вы не доверяете демократии, пожалуйста, попробуйте разные формы автократии.

Скиннер считает, что это во многом культурная проблема. И заключается она в том, что люди не вовлечены в важные процессы.

В книге немецкого психолога Эриха Фромма «Бегство от свободы» озвучена мысль о том, что на самом деле люди не хотят быть свободными. Ведь со свободой приходит большая ответственность. И первая фундаментальная проблема, которую нужно решить, — это помочь как можно большему количеству людей поверить в себя и в свою ответственность как гражданина, — объясняет Скиннер.

Это означает несколько большее, чем просто организация формальных институтов, подразумевающих формальное участие. В противовес распространенным одно- или двухпалатным парламентским формам правления, при которых мы голосуем за человека, который будет представлять наши интересы, Скиннер Лайне предлагает свой вариант.

— Я предлагаю создать корпоративный эквивалент наблюдательного совета, правление и учредительное собрание которого избирается для проведения независимого аудита, анализа и отчета деятельности избранного представителя, — отмечает он.

Спикер считает, что вместо существующих предвыборных перфомансов в стиле «кандидат против кандидата» гораздо эффективнее предоставлять подробный независимый анализ их работы на предыдущих сроках и должностях.

Аналогичную систему оценочных критериев можно применять и в области законотворчества. Сейчас закон, за который проголосовали, вступает в силу без возможности обратного отзыва, даже если на практике он себя не оправдал. Хорошо было бы иметь постоянную возможность отозвать закон, если он не прошел определенный порог практических испытаний.

Как вовлечь все общество в обсуждение политических вопросов

Главную проблему взаимодействия гражданского общества и власти Скиннер видит в том, что многие люди не обладают когнитивными способностями разобраться во всем происходящем. Особенную сложность у них вызывают абстрактные вопросы. Тут бы с конкретными вызовами повседневной жизни справиться. Это одна из причин, по которой изначально люди выбрали модель представительной демократии, чтобы самим не заниматься сложными вопросами.

Но это же и привело нас к тому, что элиты стали недосягаемыми для обычных людей. Юристы, финансисты, ученые, политики становились своеобразными представителями касты просвещения. Сегодня существует опасность того, что технологи и программисты станут новыми представителями касты технологий. А именно сейчас, по мнению Скиннера, и осуществляется переход от предыдущей академической финансовой элиты к элите технологической.

Чтобы прийти от того, что мы имеем сейчас, к репрезентативным группам, у которых есть желание и возможности заниматься общественно-политическими вопросами, нужно решить много задач. И одним из способов вовлечения реальных людей, а не просто тех, кто любит спорить, в эти процессы, может стать создание формы фактического согласования интересов.

— Например, люди интеллектуального типа всегда заинтересованы в обсуждениях. Это привычная для них форма деятельности. Остальных обычно это не интересует и даже раздражает. Но все люди становятся увлеченными и вовлеченными, когда дело доходит до обсуждения их интересов. Они хорошо понимают, с чем хотят жить, а с чем нет. Просто им не нужно задавать абстрактных вопросов вроде, что будет лучше для всех, оставить их для интеллектуальных кругов, — говорит Скиннер. 

Однако наиболее важным маркером для создания продуктивного диалога внутри разных структур общества предприниматель считает готовность разных людей, фактически ненавидящих друг друга, участвовать во всевозможных публичных обсуждениях. 

Автор: Елена Приходько
Фото: unsplash.com

Интересно? Поделитесь с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Похожие статьи

Imaguru Video

Популярное