title image

Как прошел детский хакатон в Imaguru и почему его стоит провести в вашей компании

Хакатоны для взрослых разработчиков стали колыбелью для тысяч новых компаний, идей, проектов и команд. Хакатоны для детей в Imaguru ставят другую задачу: научить создавать новое и не бояться. Это важные навыки, которых не хватает в школьном образовании. Организатор TeenGuru Hackaton Полина Балабанова поделилась опытом проведения таких мероприятий. 

Детский VS взрослый

Взрослый хакатон — достаточно жесткий формат. Для победы в нем нужно иметь сильные моральные качества, уметь фокусироваться на своей задаче и ярко презентовать результаты жюри.

Детям как раз эти навыки и нужно развивать, поэтому для них нужно сместить фокус. В детском хакатоне сам процесс создания продукта подчас важнее результата. Во время работы участники проходят через трудности и получают опыт. Это главная ценность.

Самые большие челленджи — работать в команде, идти на уступки и компромиссы. Каждому ведь хочется быть звездой, чтобы его идея оказалась самой классной и была принята. Нужно понять, что у других может быть идея получше или мнение всей команды другое и нужно его принять.

Сложно и доводить дело до конца, ведь на пути встречается много трудностей при неочевидном вознаграждении. Нам в этом плане повезло: до финального питча не дошел только один участник из пятидесяти.

Выступать публично — проблема для многих людей, среди наших участников тоже были разговоры: «Может ну его, не пойдем на сцену…». Но этот барьер дети тоже смогли перешагнуть с помощью менторов.  

Готовое направление VS свобода творчества

На прошедшем TeenGuru Hackaton ребята делали чат-боты с помощью специальной платформы. Навыки программирования для этого были не нужны. Передать их за короткое время невозможно.

Изначально было важно обозначить тему и направление работы. «Свобода творчества» подходит только опытным взрослым, которые прошли не один хакатон и набрали стек необходимых навыков.

Этих навыков не было у большей части участников детского хакатона, поэтому им нужно было дать направление работы и понятные инструменты. Без них они бы не справились. Многие ребята бы просто не поняли, что надо делать и что от них хотят.

Вначале хакатона мы провели мастер-класс о кибербезопасности, потом все вместе искали идеи для чат-ботов, провели мастер-класс по их созданию. Перед началом самостоятельной работы организаторы разделили участников на команды, познакомили их с менторами и пожелали удачи.

В итоге все команды завершили и презентовали свои проекты. Часть команд после окончания рассказала о дальнейших намерениях. В том числе — партнерстве с UNICEF, потому что уже имели работающий продукт, который уже может помогать людям.

Проводя хакатон, важно, чтобы он не превратился только в набор идей. Команды должны были не просто придумать и рассказать идею. Также они должны были показать продукт или прототип. Хоть какой-то результат работы должен был быть. Сейчас все чат-боты работают, ими можно воспользоваться.

Взрослые на детском хакатоне

Партнерами и спонсорами хакатона выступили UNICEF, Польская дапамога, EPAM, MTC, сотрудники этих компаний пожертвовали теплыми выходными ради работы менторами. Именно менторы, на наш взгляд, самые важные люди в команде детского хакатона.

У каждой команды был компетентный взрослый, который помогал ребятам во всем: от распределения задач до решения технических вопросов и подготовки к питчам. Менторов надо тщательно инструктировать, проговаривать с ними возможные ситуации. Например, когда кто-то в команде расстроен и ничем не занят, прокрастинирует или делает не то.

Неплохая идея — позвать на хакатон детского психолога. Ребенок может засмущаться, застесняться, расстроиться. Он может сидеть ничего не делать не потому, что ленится, а потому что не понял свою задачу в команде или ему как самому младшему задачу не дали. В таких моментах помощь специалиста не повредит.

Членам жюри важно задавать вопросы и давать обратную связь правильно: не засаживать, а позитивно указывать на слабые стороны. У нас на презентацию выходила вся команда, так как продукт — общее дело. Нет должно быть такого, что кто-то один отдувается за всех .

Как организовать процесс

На детский хакатон мы приглашали ребят от 13 лет. Это возраст, когда ребенок способен усидеть на месте, выполнять поставленные задачи, ему уже не нужно постоянно бегать-прыгать-играть. В целом в этом возрасте дети способны вести себя почти как взрослые.

У нас было два рабочих дня: суббота с 9 утра до 8 вечера и воскресенье с 9 до трех. Вначале первого дня мы провели мастер-класс о кибербезопасности, потом все вместе искали идеи для чат-ботов, провели мастер-класс по работе с инструментами их создания.

Перед началом самостоятельной работы мы как организаторы разделили участников на команды по 4-5 человек, исходя из желаемых компетенций, чтобы в каждой были дизайнеры, разработчики и писатели. Каждой команде мы подобрали ментора, чтобы его профессиональные навыки были близки направлению работы команды.

Для меня было удивительно, но весь детский хакатон прошел очень по-взрослому. Я очень боялась, что половина ребят будет бегать и не знать, чем себя занять. Оказалось все иначе: 90% детей прямо работали-работали. И питчи не отличались от взрослых.

Не было нужды создавать детям некие особенно легкие условия во время представления их работ. Достаточно давать обратную связь в позитивном ключе и только о продукте.

У нас была  трудность в работе с жюри.  Команды работали с Telegram-ботами. Но оказалось, что у многих членов жюри на телефонах не установлен этот мессенджер, поэтому они не могли в процессе оценить качество работ участников.

Мы думали, что это неважно. Но оказалось, что это не так. Поэтому наш совет: проверять техническую часть тщательно, но не терять фокуса на людях.

После финиша хакатона мы собрали обратную связь от участников. В отзывах ребята  писали, что уже думают о новых, более сложных продуктах. Значит, мы смогли подогреть в них желание развиваться как технологические предприниматели.

 

Интересно? Поделитесь с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Похожие статьи

Imaguru Video

Популярное