title image

Совет беларусам — just do it! Эксклюзивное интервью с Питером Вестербакой (Rovio, Slush) об играх и образовании перед визитом в Минск

«Могучий орёл» Питер Вестербака — один из авторов легендарной игры Angry Birds и основатель самой крупной европейской стартап-конференции Slush. Сейчас он разрабатывает уникальные образовательные игры в своей новой компании Lightneer, хочет изменить систему образования во всём мире, строит тоннель между Хельсинки и Таллином по дну Финского залива и готовит будущих космонавтов. А 16 мая выступит на конференции Venture Day в Минске. Bel.biz поговорил с Питером Вестербакой накануне его приезда в Беларусь.

Я перестал работать много лет назад

Моя карьера начиналась в HP. И, хотя это совершенно не gaming-компания, уже тогда я начал работать с игровой индустрией. Я так долго проработал в HP (14 лет — Bel.biz), потому что создал среду, в которой мог бы делать то, что мне нравится. Я развивал игровое направление в компании и смог избежать корпоративной рутины.

Во время работы там, в 2003 году, я организовал gaming-соревнование. В нём победили будущие основатели Rovio Никлас Хед, Ярно Векевайнен и Ким Дикерт. Rovio мы запустили вскоре после конкурса, и, через 6 лет и 51 игру появились Angry Birds.

Какой-то особой минуты, когда я думал о карьере, не было. Всё это время я просто делал то, от чего получал удовольствие. Я перестал работать много лет назад, потому что не могу назвать это «работой», мне действительно очень нравится то, чем я занимаюсь.

И нравится всё: придумывать игры, играть в них, продвигать и продавать. Недавно я инвестировал в Polka Dot — это студия, которая специализируется на играх для женской аудитории. Более 50% всех геймеров — женщины.

Но большинство игр создаются парнями! И знаете, как они пытаются учесть вкусы и интересы женской аудитории? Говорят что-то наподобие «Давайте возьмем Match-3 и сделаем его розовым». Это неправильный подход.

Основатель Polka Dot девушка, Олеша Марьялаксо, и основная часть команды тоже девушки. Они могут делать правильные игры для женской аудитории, так как хорошо понимают её запросы.

После запуска «Angry Birds: the Movie» я хотел начать что-то более масштабное. Коллеги из Rovio спросили: «Что может быть масштабнее, чем Angry Birds? 4 миллиарда загрузок приложений, 93% китайского населения знают бренд, фильм был номером 1 в 52 странах — внушительно». Я ответил: «Глобальный рынок образовательных услуг, второй по величине после энергетического. Он оценивается в 6,3 трлн долларов, но я считаю, что он очень неэффективный, и для развития бизнеса в сфере образования есть много возможностей».

Поэтому сейчас я занимаюсь образовательными играми

Мы делаем их в компании Lightneer, и наш первый проект — игра Big Bang Legends. Большинство образовательных игр используют образование как оправдание, почему у них не получился хороший продукт. Мы наоборот сделали это залогом отличной игры.

Сначала мы собрали команду из людей, которые занимались разработкой Angry Birds, то есть получили в команду лучших дизайнеров игр и персонажей. После пригласили ученых CERN, лучших педагогов Хельсинского и Оксфордского университетов. В итоге мы получаем лучший игровой дизайн, лучшую научную составляющую и лучшие педагогические практики.

Во время игры в Big Bang Legends вы изучаете физику элементарных частиц. При этом учитесь, сами того не осознавая. Спросите детей, что они думают о физике частиц, они ответят: «Эм... Что это такое?» Они не имеют представления об этом и даже не догадываются, что это может быть сложно. Мы и не погружаем их в эту сложность.

 

В Big Bang Legends дети как будто играют в покемонов. Они собирают разные элементы из периодической таблицы — неон, гелий, алюминий, литий и пр. Ребята запоминают этих персонажей, как и покемонов. Не просто названия, но и строение, особенности. Например, узнают, что в протоне три кварка.

Проект находится на стадии soft launch, т.к. для запуска такого проекта требуется значительное время. Big Bang Legends уже доступна в Финляндии, Сингапуре, Аргентине, Словакии, и в этом году планируем глобальный запуск. Кроме игры о физике элементарных частиц мы выпускаем анимационные сериалы, настольные и карточные игры, брендированные аксессуары и одежду, как моя худи с изображением персонажа-неона.

Мы не стремимся сделать игру на 100 дней, а хотим создать сильный бренд на десятилетия. Наш долгосрочный план подразумевает запуск серии игр с анимационными сериалами между ними, выпуск фильмов и развлекательных товаров. Пока никто не применял такой маркетинговый план для образовательных игр, хотя сам по себе он работает.

Что касается технологий, то mobile по-прежнему будет оставаться центральной силой в развитии игр в ближайшие годы. А вот AR/VR будут ему уступать. Не думаю, что в ближайшие пять лет появится глобальный рынок VR, но эта технология найдёт своё применение в образовании и играх. В текущей форме VR не очень интересен стартапам, потому что им придётся ждать около пяти лет, чтобы заработать достаточно денег. Для большинства стартапов 5 лет без прибыли – смертельный приговор. Постепенно VR будет интегрироваться в мобильные устройства, которые становятся совершеннее с каждым годом. Но если бы мне нужно было выбрать одну технологию из этих двух, то я бы остановился на AR, дополненной реальности.

В Финляндии фантастическое образование!

У меня двое детей, и я с точностью могу утверждать это. Учёба в школе — это короткие учебные дни, немного домашних заданий и отличные результаты. В школах Сингапура и Китая очень длинные учебные дни, много домашних заданий и тоже хорошие результаты, но… у них нет свободного времени. Школьная система в Азии убивает инициативу и творчество.

Когда люди спрашивают меня «Почему у вас так много удивительных историй успеха по сравнению с другими странами: Supercell, Rovio, Remedy и многие другие gaming-компании?», я отвечаю одинаково — фантастический уровень образования. Наша школьная система поощряет инициативу, развивает творчество. Это не только даёт высокие результаты в обучении, но и формирует достойных людей. Я считаю, что это очень важно, поэтому серьезно настроен по поводу распространения финского подхода в образовании по всему миру.

Типичный класс в финской школе

Во время урока дети могут сидеть или лежать, как им удобно, если это не мешает учёбе

Уроки в финских школах часто проходят в формате диалога, общей дискуссии

Сейчас мой основной фокус — это Китай.

Там около 10 млн учителей, и мы планируем обучить их всех.

Я вхожу в консультативный совет, который занимается реформой образования в этой стране, и вижу, что, если мы хотим понять мир, мы должны понять Китай.

Хорошее образование дают эстонские и канадские школы. Но в целом большинство стран не очень-то успешны в своей образовательной системе. Например, начальное образование в США — это катастрофа. Но лучшие в мире университеты — американские. Качество там сильно отличается на разных уровнях. Когда я говорю, что в Финляндии лучшая образовательная система, я имею в виду, что у нас все уровни образования отличного качества.

Университетская жизнь важна, но то, что происходит за пределами университета, ещё важнее. В Финляндии очень легко одновременно учиться и делать свой стартап. Университеты поддерживают предпринимательские инициативы студентов. Это очень важно, так как вы по-настоящему учитесь, когда применяете свои знания и навыки в реальной жизни, например, в бизнесе или в стартапе. И это обучение не должно проходить под давлением.

В Южной Корее до 25% всех школьников думают о самоубийстве из-за учёбы

А в Сингапуре количество самоубийств среди подростков 12-19 лет удваивается из-за академического давления. Школьные дни очень длинные, дети устают и часто не делают домашние задания. Учителя жалуются родителям, и тем приходится делать домашние задания за своих детей, иначе они не перейдут в следующий класс. Но в чем тогда смысл? Если дети не делают этого сами, они не учатся.

Это безумие, и на его фоне развивается нездоровая конкуренция. Например, ученики покупают консольные игры для других детей перед важным тестом, чтобы быть выше в рейтинге по успеваемости. Логика такая: если их одноклассники будут играть в игры, а не учиться, они сдадут экзамен хуже. Учащиеся могут прятать книги в школьной библиотеке, чтобы другие дети их не нашли. Все это в итоге формирует очень больное общество. Вот почему я так увлечен образованием и хочу изменить его.

Самое важное — выстраивать контакт с другими людьми

Развивать life-skills: навыки переговоров, сотрудничества, работы в команде. Люди и отношения с ними играют роль в вашей университетской жизни, а с некоторыми из них вы можете начать бизнес или даже создать семью. Таким образом, функция ВУЗа заключается не только в учебе, но и в развитии межличностных навыков. Вот почему я считаю, что образование не должно быть только цифровым. Оптимальный вариант — это сочетание физического и цифрового.

Не нужно полностью отказываться от цифровых технологий, они тоже могут способствовать социализации. У каждого есть мобильный телефон, поэтому мы должны учитывать это в образовании.

Некоторые говорят: «Давайте запретим телефоны в школе!». Вы серьёзно?! Как тогда дети смогут узнать реальную жизнь? К какой жизни вы их готовите? К жизни в тюрьме или что-то в этом роде?..

Я работаю с лучшими специалистами на планете

Это восхитительные люди, вместе с которыми просто делать новые вещи. Теперь я точно знаю, что impossible is nothing. Главное начинать и стремиться завершить задуманное. Иногда это занимает год, иногда — 10 лет, иногда нужно создать 51 игру, чтобы 52-й стала Angry Birds. У вас должен быть стимул, чтобы идти к своей цели, и тогда всё получится.

Важно учиться в процессе — learning by doing. Пример этому: мой проект туннеля между Хельсинки и Таллином. Когда я анонсировал, что мы построим его через 5 лет, я не знал, что это возможно. И забеспокоился, когда узнал, что туннель Готтарда, самый длинный в мире, строили 20 лет. Но позже специалисты убедили меня, что с современными технологиями это реализуемо. Так я учусь и создаю новые проекты параллельно.

Туннель между Финляндией и Эстонией по дну Финского залива нужен, чтобы подготовиться к массовому росту населения в Хельсинки и Таллинне. Мы не хотим стать похожими на Стокгольм или Силиконовую долину, где люди не могут позволить себе достойное жильё. Главная проблема в привлечении талантов в эти места — высокая стоимость жилья. Один мой друг работает в Google в Силиконовой долине и живёт в Сан-Франциско с 10 парнями из Индии в одной комнате! Даже не в квартире, а в одной комнате. Что лучше — такой формат или переехать в Хельсинки или Таллин в собственную комнату или квартиру?..

Кроме туннеля и образовательных проектов я занимаюсь космической программой Space Nation. Это единственная компания в мире, обучающая всех желающих по той же программе, что и астронавтов. У нас есть соглашение с NASA, её сотрудники тренируют лучших студентов Space Nation, которые смогут отправиться в космос в ближайшие годы.

Тренировки по программе Space Nation в Исландии

Главный совет беларусам — just do it!

Начинайте новые проекты и лучше прямо сегодня. Мы будем очень рады помочь командам из Беларуси, для этого у нас в Хельсинки есть все ресурсы. Надеюсь, что мы скоро сможем наладить скоростное железнодорожное сообщение с Минском, чтобы упросить коммуникацию между странами и бизнес-процессы.

Всех, кто хочет получить совет от меня, приглашаю на конференцию Venture Day 16 мая. Я буду на ней, и let's talk!

Фото: img.ihned.cz, pbs.twimg.com, g2.nh.ee, finestlink.fi, kakzachem.ru, lapartducolibri.fr, spacenation.org

Интересно? Поделитесь с друзьями!
  • 42
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    43
    Shares

Похожие статьи

Популярное