title image

StreetVoices поможет уличным музыкантам зарабатывать больше: Юлия Локоткова о новом проекте

StreetVoices  — приложение, которое Юлия Локоткова, кофаундер одного из самых успешных беларусских финтех-стартапов PingFin, придумала почти 2,5 года назад. Оно позволяет уличным музыкантам публиковать анонсы выступлений и привлекать людей на концерты. А любители музыки в любой момент могут найти, где выступает понравившийся исполнитель, и поддержать его финансово. Причем не только «кэшем», но и безналичным платежом с карты, привязанной к PayPal.

Идея создания StreetVoices появилась 2,5 года назад, примерно в одно время с PingFin. Но драйвером этой концепции, по словам Локотковой, были совершенно другие чувства.

«Один близкий знакомый однажды сказал, что интернет украл у него музыку. То, что раньше было доступно только настоящим гурманам, стало закачиваться на стоки, обесценилось, — рассказывает девушка. — Я много думала над этим, потому что сама очень люблю музыку, особенно живую, в моменте. Возвращаясь домой на метро, я почти каждый день сталкивалась с музыкантами, которые создавали то, что, по сути, нельзя было украсть — эмоции, настроение, аутентичность. Я подумала, что было бы здорово иметь под рукой живую карту таких первозданных выступлений! Это была часть проекта, которую придумал мой внутренний лирик. А физик знал, что безналичные платежи завоевывают мир и рано или поздно это больно ударит по артистам».

Изучив рынок, Юлия нашла только сайты об уличных музыкантах. Так её захватила идея создать полноценный сервис. Одним из главных единомышленников стал Сергей Ольшевский, который помог найти отличных разработчиков и запустить проект.

Уличные музыканты в Нью-Йорке, фото: youtube.com

Сейчас над StreetVoices работает 11 человек (в том числе 5 кофаундеров). Три члена команды — музыканты, которые активно выступают. «В проект вливаются ребята из музыкального комьюнити (пока — только беларусского), но это безумно радует, ведь кто лучше самих музыкантов может донести полезность приложения до целевой аудитории?» — говорит Локоткова. Кстати, в начале ноября команда планирует презентовать StreetVoices на дне рождения блюзового музыканта Юрася Ускова в минском клубе TNT.

Для работы с приложением надо создать аккаунт. Затем музыкант может заполнить афишу — уточнить, где и когда планирует играть. Например, сообщить, что в субботу вечером он 2 часа будет играть на ул. Октябрьской в Минске, а в следующем месяце выступает на Арбате в Москве. «Музыкант мотивирован заполнять афишу, — считает Локоткова. — Во-первых, это дает охват аудитории. Ведь нигде нет глобальной афиши, чтобы туристы, приехав в новый город, знали, где что происходит».

Во-вторых, безналичные платежи генерируют денежный поток. «То, что для уличных музыкантов безналичные платежи актуальны, подтверждает опыт успешного PayPal-стартапа iZettle, — продолжает девушка. — Начиная с мая, в Лондоне, команда раздает музыкантам POS-терминалы. СМИ пишут, что исполнители счастливы: оборот увеличился в 2,5 раза. И если уж POS-терминалы увеличивают оборот (а ведь для работы с ними музыканту надо отложить в сторону инструмент, активировать терминал, провести оплату картой), то мобильное приложение должно быть востребовано и подавно».

Уличные музыканты в Лондоне с девайсом iZettle, фото: buskinlondon.com

Несмотря на то, что музыканты — главная целевая аудитория StreetVoices, помимо того им могут пользоваться уличные театры, живые статуи, файерщики.

За два года, что ведется разработка, в проекте было всякое. «У нас появлялись и исчезали Android-разработчики, фатально не везло с ними! — вспоминает девушка. — Хотя приложение для iOS и сервер были полностью готовы». Мысли о запуске хотя бы на одной платформе мучали команду регулярно, но Юлия, как маркетолог, понимала, насколько это сузит и без того нишевую воронку. Поэтому команда подождала, но вышла на рынок с более проработанной версией продукта.

Одним из важных факторов запуска стало участие в акселераторе «Белгазпромбанка». Подавая заявку, команда StreetVoices особо не рассчитывала на успех. Не потому, что были сомнения в собственном проекте. А потому, что этот стартап — условный финтех. Но на руку сыграла активная позиция банка в сфере культуры. «Мы прошли и вот-вот успешно (надеюсь) отчитаемся об успехах первого этапа акселерации, — говорит Юлия. — За полтора месяца, получив оговоренное финансирование, мы с нуля создали приложение для Android. Сами не верили, что получится что-то адекватное: сжатые сроки, незнакомые ранее разработчики… Но звезды сошлись и около двух недель назад мы выпустили приложение на рынок». Миллионерами на следующее утро не проснулись. Но собрали отличный и крайне воодушевляющий фидбек от музыкантов.

Лондонский уличный музыкант Питер Баффери специально сделал редизайн гитары, чтобы принимать безконтактные платежи. Фото: forbes.com

Также в ходе акселерации (хотя она еще продолжается) команда получила новые знания о каналах коммуникации, провела много полезных встреч, в том числе с инвесторами. Например, проектом заинтересовались израильтяне. Говоря в целом, по опыту PingFin, ребята считают, что акселератор — это важно.

Главная задача сейчас — сформировать потребность в продукте. «Поэтому мы делаем ставку на прямые коммуникации с музыкантами через социальные сети, — рассказывает Локоткова. — Это позволяет повысить интерес и уровень доверия. В ближайших планах — контент-маркетинг, а также командировки по самым музыкальным городам стран-соседок». Беларусь для StreetVoices — не целевой и не релеватный рынок. PayPal здесь не работает, а другие интеграции пока в процессе.

Как обстоят дела с PingFin? «PingFin, на мой взгляд, более сформированный и зрелый продукт с прозрачными метриками и четкой road map, — говорит Локоткова. — Сейчас, например, мы завершаем создание аналитической платформы для ритейлеров, которая позволит получать инсайд по ключевым бизнес-метрикам конкурентов (средние чеки, категории покупок, потенциальный оборот точки продаж и так далее). Данные, которые раньше можно было получить только «методом научного тыка», теперь будут доступны для широкого круга компаний. Они смогут создавать маркетинговые стратегии и оценивать свою нишу, опираясь на проверенные данные и реальную ситуацию на рынке».

В ближайших планах PingFin — участие в выставке GEW Belarus. Там команда планируем провести агрессивный маркетинг и получить первых клиентов. Как сообщила Локоткова, продукт будет выставляться не под брендом PingFin, но будет его неотъемлемой частью.

Таким образом, сейчас у Юлии два проекта, но она не считает себя серийной стартапершей. «Серийная стартаперша — это когда, кидаешься в новый проект, не зафиксировав убытки по предыдущему, — говорит Локоткова. — Я бы назвала себя продуктовым маркетологом. В проектах отвечаю за концепцию, бизнес-модель и маркетинг. Все остальные компетенции закрывают мои партнеры. У меня есть четкое понимание того, из каких проектов и в какое время нужно будет сделать экзит.

На самом деле, быть активным соучредителем нескольких проектов тяжело. При этом не могу сказать, что эффективнее бы было сконцентрироваться на чем-то одном. Ведь не зря говорят, что чем больше вы делаете, тем больше успеваете. Тайм-менеджмент и бессонные ночи — наше всё».

Заглавное фото: из личного архива собеседницы.

Интересно? Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи